Из Телави в Тель-Авив: история и жизнь грузинских евреев

31 мая, 2022
Читать: 6 мин

Продолжаем знакомиться с еврейскими общинами по всему миру. В этот раз побываем в гостях у грузинских евреев — и узнаем, при чём тут Григорий Лепс и советский хит «Мимино»

Ну и кто это такие?

Грузинские евреи — это еврейский субэтнос, проживающий на территории Грузии. Согласно древним источникам, первые евреи появились здесь в эпоху Вавилонского пленения, то есть около VI века до нашей эры. Как видите, на этот раз без сюрпризов: в отличие от тех же ашкеназов, эта группа особо не кочевала. Примечательно другое: грузинские евреи жили обособленно как от горских, так и от ашкеназов, которые селились в Тбилиси. Итак, община действительно древняя — и при этом очень самобытная.

Самоназвание грузинских евреев — эбраэли, или исраэли. Термин «грузинские евреи» начал широко использоваться с XIX века, после присоединения Грузии к Российской империи. Хотя, разумеется, грузины обратили внимание на соседство с евреями гораздо раньше: авторы грузинских рукописей XI столетия уже упоминают эбраэли как отдельное сообщество. 

Так, а что тут особенного?

Грузинские евреи глубоко интегрировались в культуру Грузии, к которой они питают трепетные чувства. В фильме Георгия Данелии «Мимино» есть трогательная сцена: там главный герой случайно связывается по телефону с уроженцем Кутаиси Исааком, который переехал в Тель-Авив. В два голоса они поют грузинскую песню, после чего Исаак начинает плакать от переизбытка чувств к родине и грузинскому языку.

Да, именно! Грузинские евреи говорят на грузинском языке — в отличие от тех же, например, горских. Тем не менее для «своих» всё-таки есть особый жаргон — киврули. Как и в случае с другими еврейскими сообществами, со стороны эбраэли почти неотличимы от местных. 

Существенные отличия проходят там, где в дело вступает иудаизм: так, всю грузинскую кухню эбраэли интерпретировали с поправкой на законы кашрута. Работает это и в обратную сторону: например, убранство грузинских синагог несколько отличается от традиционного.

Пасхальный седер. Тбилиси, 1924 год. Фото: Beit Hatfutsot/Museum of the Jewish People

А как евреи появились в Грузии?

Согласно грузинской исторической традиции, первые евреи перебрались в Южную Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586 году до нашей эры и стали неспешно расселяться по остальным областям. Другая группа евреев прибыла в Западную Грузию в VI веке нашей эры уже из Византии, тоже спасаясь от гонений. 

Интересная часть истории грузинских евреев относится к временам, когда Грузия находилась под властью Арабского халифата. Тогда внезапно появилась так называемая Тифлисская секта — группка евреев, отрицавшая часть положений галахи.

Верховодил всем этим некто Абу-Имран аль-Тифлиси, в народе — Моше, приехавший из Вавилонии. Согласно некоторым источникам, сектанты вовсю кутили, нарушая законы кашрута и запрет на прелюбодеяние. В общем, история из мира конспирации — есть над чем задуматься.

Жизнь грузинских евреев всегда была неспокойной из-за постоянных политических разборок между Грузией и её соседями. Изоляция от других еврейских общин вела к деградации памяти об иудаизме: так, например, евреи-горожане в Тифлисе (купцы и ткачи) дразнили сельских грузинских евреев ханаанеями за незнание религиозных предписаний. Разумеется, всё это вкупе с постоянной угрозой закрепощения и обращения в христианство.

А что дальше?

С отменой крепостного права евреи перебрались в большие города. Жизнь, правда, от этого безоблачной не стала: в XIX веке усилились антисемитские настроения, которые достигли пика к началу XX столетия. То и дело вспыхивали кровавые наветы, а в 1895 году в Кутаиси устроили крупный еврейский погром. 

Дискриминация сблизила евреев из разных общин: грузинские евреи потихоньку делали шаги навстречу ашкеназам — до этого они долгое время испытывали друг к другу неприязнь. Тогда же появились знаменитые еврейские места в Грузии: например, еврейский квартал Цхинвали, где до начала XX века проживало больше евреев, чем грузин или армян. Известны грузинские города, население которых во времена СССР состояло почти исключительно из евреев — например, Они и Кулаши.

В синагоге. Шалом Кобошвили, 1940 год

Еврейские общины в Советском Союзе повторяли, как правило, одну и ту же судьбу: власть запрещала религию, разрушала синагоги, а самих евреев пыталась интегрировать в социалистическую систему труда. Для этой самой интеграции в Грузинской ССР существовал так называемый Евкомбед, или Всегрузинский комитет помощи еврейской бедноте, — его организовали после большого пожара в еврейском квартале Кутаиси. Евкомбед устраивал евреев на работу в промышленность и вовлекал в производственные кооперативы.


Еврейская община в Гори, 1958 год. Фото: Beit Hatfutsot/Museum of the Jewish People

А где сейчас грузинские евреи?

На самом деле, грузинские евреи ближе, чем вы думали: например, в телевизоре вашей бабушки. Тот же исполнитель легендарных строк о рюмке водки на столе — Григорий Лепс. Или популярный российский писатель Борис Акунин, он же Григорий Чхартишвили.

Турбулентность в судьбе общины закончилась с развалом Советского Союза — тогда значительная часть грузинских евреев репатриировалась в Израиль. Сейчас там есть целые грузино-еврейские города: Лод, Бат-Ям, Ашдод и Холон. В Грузии же осталось всего две тысячи грузинских евреев.

Еврейский квартал в Тбилиси, 1987 год. Фото: Ottar Koveliani/Museum of the Jewish People

Несмотря на свой массовый характер, эмиграция на историческую родину стала вызовом для грузинских евреев, прикипевших сердцем к родине фактической, — как в случае Исаака из «Мимино». Полюбят ли грузинские евреи Израиль так же, как Грузию, покажет время — оно, возможно, распутает клубок смешанных чувств.

Подготовила Анастасия Костандова

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм