РАССЫЛКА
Наша еженедельная рассылка от редакции и друзей проекта

Медитация — это вообще кошерно? Рассказывает преподаватель

Специально для «Цимеса» преподаватель еврейской медитации в общине «Среди своих» Алексей Орелович рассказывает о том, что это такое, чем такая медитация похожа на традиционные восточные практики и чем от них отличается

— Раз в неделю я веду онлайн-занятия в московской общине «Среди своих» и разговариваю с людьми о Торе в целом и о еврейской медитации в частности. 

Хотя в иудаизме нет общего термина «медитация», есть несколько разных слов, означающих работу с сознанием и восприятием. Надо понимать, что мы говорим о контроле над умом, о способности направлять ум туда, куда мы хотим сами. Скажем, если я сажусь и полчаса думаю только на одну тему — и у меня получается, — значит, я медитирую. 

Алексей Орелович. Фото из личного архива
Алексей Орелович. Фото из личного архива

Любая медитация — это разговор человека с самим собой, а молитва — один из распространённых видов медитации. Как говорит рав Арье Каплан в книге «Еврейская медитация», молитва в любой религии бывает трёх стандартных видов: восхваление, просьба и благодарность — и медитация в любой традиции включает стандартный набор практик. 

Большое преимущество иудаизма заключается в том, что весь гигантский корпус еврейских текстов — это одна непрерывная традиция, диалог через тысячи и сотни лет. За счёт этого мы получаем очень детализированные ответы на наши вопросы. 

Я занимался и другими практиками, не из иудаизма, но никогда не встречал таких полных и при этом простых конкретных ответов. 

«Общая идея — научиться направлять ум». Почему чтение Торы может быть медитативной практикой

Иудаизм достаточно сильно похож на восточные религии. Талмуд больше напоминает какое-то восточное учение, чем, скажем, западную науку и философию, поскольку и Талмуд, и вся письменная Тора составлены многозначным, метафорическим языком. Один из главных навыков — научиться считывать эти метафоры. 

Это само по себе подразумевает медитативный подход. Допустим, ты открываешь недельную главу, читаешь из неё стих, а он представляет собой некоторую метафорическую модель. Ухватив для себя смысл этого стиха (могут помочь комментарии или твой глубокий личный взгляд), ты можешь развить эту метафору. Углубляя понимание метафор Торы, ты углубляешь свою осознанность.

Цели медитации могут быть разными. Мы можем хотеть вдуматься во что-то конкретное, можем хотеть понять, кто мы, или получить ответ на свой вопрос. Но общая идея — научиться направлять ум, фокусировать внимание.

Делать это можно с закрытыми или открытыми глазами, сидя, стоя, лёжа или вообще в движении. В идеале медитация — это качество твоего проживания жизни, а не отдельно выделенное время на пятиминутное занятие. Ты должен научиться заниматься любым делом с большей осознанностью. 

На моих занятиях мы разбираем необходимые термины, привязывая наш разговор к конкретным местам в еврейских текстах. Обсуждаем, какие бывают виды умственной активности, как увидеть более глубокий смысл в тексте — не логический, а интуитивный, увидеть красоту, которая там есть. 

«Уединение, молитва и прямой разговор с Б-гом». Примеры практик в еврейской медитации

Во-первых, есть итбодедут, которым занимались хасиды. Буквально этот термин переводится как «уединение». Действительно, практикуя его, многие люди где-то уединяются физически: есть известные байки про великих раввинов, которые уединялись на женской галерее синагоги, чтобы к ним никто не подходил. Кто-то уходил в лес, кто-то запирался у себя в комнате.

Но за этим внешним значением есть и внутреннее — уединение сознания, устранение от мыслей и от чувств, чтобы определить, чем является твоё сознание само по себе, где ты, а где твои производные. 

Такого состояния можно достичь не только с помощью физического уединения, но и с помощью наблюдения за собой или за какими-то внешними вещами: мы можем следить за пламенем, за дыханием. Задача в том, чтобы целенаправленно управлять вниманием и делать так, чтобы оно сохранялось вне зависимости от того, что мы видим. Именно поэтому так хорошо наблюдать за подвижными стихиями — на них сложно удерживать фокус, они всё время движутся, а ты всё время их упускаешь. Это динамическая тренировка внимания. 

Фото: David Cohen / Shutterstock
Фото: David Cohen / Shutterstock

Во-вторых, все религиозные евреи занимаются концентрацией на звуке речи — что на востоке известно как чтение мантр, — просто называют это иначе.  Мы стремимся достичь такого состояния, чтобы молитва была не просто машинальным бубнёжом, а чтобы эти слова полностью заполняли голову.  Тогда ты ощущаешь их прямое действие, они настраивают тебя на правильный возвышенный лад, воодушевляют. 

Идея мантр заключается в том, чтобы сосредоточиться на звуке собственной речи. Ты читаешь определённый текст, который лучше выучить наизусть (текст этот может быть бессмысленным, а может быть написанным пророками), и когда ты делаешь это профессионально, то ты буквально погружаешься в этот текст настолько, что остаётся только он, и он начинает формировать твоё сознание. Эту вещь сложно описать, её нужно пережить. То же самое мы делаем и во время молитвы.

Про наше поколение — поколение последних двух тысяч лет — говорится: люди не способны молиться на том уровне, когда можно делать это своими словами. Потому мудрецы Великого собрания времён Второго храма скомпоновали нам сидур — молитвенник. Там описаны все наши желания и нужды в максимально общей форме, но при этом и в максимально глубокой: большинство людей хотят мудрости или осознанности, и эти просьбы уже сформулированы в текстах сидура.

В-третьих, есть и более свободная техника — прямой разговор с Б-гом. Человек выделяет час и начинает разговаривать со Вс-вышним. Можно сказать: «А я не знаю, что тебе сказать», можно спросить, как дела. Каждый говорит о своём. 

Медитация сильно помогает мне в жизни. За счёт медитативных навыков я достигаю контроля над собственными мыслями и над тем, чтобы не переутомляться; понимаю, что я делаю в данный момент, не думаю о непрошеных вещах, которые могли бы мне помешать. Когда умеешь перенаправлять своё внимание и концентрироваться на вызовах, которые жизнь подкидывает прямо сейчас, а не варишься в мыслях, то чувствуешь себя счастливым.

Медитация помогает мне и как музыканту — потому что я джазовый артист и мне всё время надо пребывать в моменте. Кстати, приходите на концерт! Он состоится 23 августа в питерском клубе JFC.

Подготовила Арина Крючкова 

Читайте также:

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы не попросим у вас справку от раввина, но расскажем, как её получить, если она вам нужна. Мы также будем вам рады, если вас просто по необъяснимым причинам тянет к звездам Давида и форшмаку.

Еврейский проект, где рады всем