2 поездки, 5 сервисов, 12 месяцев стараний: как я ищу еврейскую жену по всему СНГ

9 ноября, 2021
Читать: 17 мин

В 30 лет Йосеф решил, что обязательно хочет жениться на еврейке, чтобы создать семью и родить еврейских детей. Задача была ясна, оставалось понять, как её решить. К своим 32 годам он перепробовал всё — начиная от сватовства, заканчивая всем известным тиндером. Йосеф рассказал «Цимесу», как в Москве в 2021 году происходит общение с еврейскими свахами, какие сервисы есть на рынке, что самое трудное случилось на его пути и главное — зачем ему это вообще нужно

— До 30 лет я не знакомился и не встречался с еврейками. В некотором смысле это было влияние антисемитизма: с детства дворовые ребята рассказывали какие-то страшилки про отношения с еврейками — «ни в коем случае нельзя с ними общаться, влюбляться и уж тем более жениться, потому что после свадьбы они превращаются в чудищ, которые порабощают своих мужей» и тому подобное. Аналогичные настроения присутствовали и в школе, хотя, как я уже потом понял, в классе было несколько галахических евреев. Я знаю, как это звучит сейчас, но эти байки и шуточки сделали своё дело — до 30 лет у меня не было знакомых евреек, кроме мамы, тёти и бабушки.

В целом меня это мало волновало — я строил свою жизнь, ориентируясь на собственные убеждения и чувство справедливости, в том числе в отношениях с женщинами. Родители при этом никак на меня не давили. В 30 лет пришло осознание: евреи — это мои люди. Главное, что я могу сделать для своего народа в этом мире, — это родить еврея, а для этого нужно, чтобы ребёнок был рождён матерью-еврейкой. 

Я действительно думаю, что в глобальном смысле слова ты ничего больше сделать не можешь. Если твой род не будет иметь продолжения, какой смысл в чём-то другом?

Итак, мне 30 лет, я никак не связан с общиной, и у меня появилась новая задача в жизни — создать семью с еврейкой. Моё соприкосновение с еврейскими традициями к тому моменту — одна поездка на «Таглит» в 29 лет, пара анекдотов и элементы домашнего уюта в доме мамы. До «Таглита» я был в Израиле однажды в качестве туриста, и мне не понравилось, поэтому я решил дать стране второй шанс. Именно из той поездки я вынес, что Израиль в его нынешнем виде — нет, а вот евреи — да, мои люди. На программе впервые встретились участники из разных стран, городов, разного возраста, достатка и образования. Несмотря на всё это, именно там я впервые испытал неизвестное ранее мне чувство единства. Я оказался среди своих людей. Хороших и плохих, красивых и страшных, но своих. Тогда я осознал, что хочу, чтобы у моих детей тоже была возможность испытать эти ощущения. 

Йосеф. Фото из личного архива
Йосеф. Фото из личного архива


В тот момент я уже состоял в длительных отношениях с нееврейской девушкой. Я вернулся из Израиля и поставил вопрос ребром: хочу, чтобы мои дети были евреями. Я объяснил ей, что это настолько важный для меня момент, что он влияет на наши отношения. 

Стать еврейкой можно, приняв иудаизм. Этот процесс называется гиюр, и длится он довольно долго, особенно не в Израиле. У неё было право как согласиться, так и отказаться. Девушка согласилась. Она нашла ближайшую к дому синагогу, поговорила с раввином и начала процесс. В какой-то момент я стал ходить на Шаббаты с ней. Через два года после моего решения о еврейской семье мы разошлись окончательно — она поняла, что это не её, а я не хотел менять своих убеждений. 

Я её понимаю, потому что полноценный гиюр — тяжёлый путь, и оно того не стоит для человека, которому не так важно стать евреем.

Хотя я и был инициатором этого, я подчёркивал, что это должен быть выбор самой девушки, она делает это для себя. Я не участвовал больше необходимого. Если бы я её мотивировал как-то, всё, может, и сложилось бы иначе, но это было бы нечестно по отношению к иудаизму и евреям в целом. Никаких здоровых отношений из этого не родилось бы. В итоге чуть больше года назад мы расстались, и я начал поиски еврейской невесты всеми возможными способами. 

Jwedding.ru — сервис при общине

К началу поисков я уже знал о том, что в этом мире есть шидух — сватовство, и шадханы — еврейские свахи и сваты. Первое место, куда меня отправили, — это МЕОЦ, они везде рекламируют свой jwedding.ru

Я приехал на встречу в маленькую комнатку, и меня начали расспрашивать.

Кто ты? Какие заповеди соблюдаешь? Кто мама, кто папа? Чем занимаешься? Есть ли у тебя деньги? Есть ли у тебя квартира? Болеешь ли чем-то?

Основные вопросы крутились вокруг материальной составляющей — главное, чтобы жена не бедствовала. 

У меня с собой было подтверждение еврейства — документ, полученный в московском раввинате. Документы — это важно: в этом одна из особенностей шидуха, без них в этом деле никак, сватают только тех, кто подтвердил своё еврейство. 

Сколько стоят услуги шадханов, мне не ответили, хотя я несколько раз прямо задавал этот вопрос. Насколько я понимаю, это гибкая ставка, которая зависит от того, насколько у тебя гиблое дело. За поиски денег с меня не взяли, хотя опять же тут всё индивидуально. Говорят, финальная сумма и плательщик — жених или невеста — также определяются уже после мэтча. Свиданий у вас может быть сколько угодно — главное, чтобы договорились. 

Дальше я озвучил свои немногочисленные критерии. На встрече довольно подробно спрашивали про внешность девушки. Я ответил, что у меня нет никаких критериев по цвету волос, росту, весу, просто хочется, чтобы девушка была приятная, без серьёзных заболеваний и ментально здоровая. Плюс я сразу подчеркнул, что девушки, у которых как-то обезображены отношения с родителями, — плохая история для меня. Заниматься психотерапевтическим лечением вместо создания семьи можно, но зачем? Про возраст я попросил, чтобы была не старше меня. 

Спустя некоторое время начали поступать первые предложения, которые едва ли соответствовали моим скромным критериям. Всё устроено просто: присылают фотографию кандидатки, минимальное описание и спрашивают, готов ли с ней на встречу. Я решил не отказываться ни от каких встреч, ведь если шадхан, исходя из своего профессионального опыта, считает, что нужно встретиться, значит, по каким-то его критериям вы друг другу подходите, даже если девушка не соответствует твоему запросу. По крайней мере, я так думал в первое время.

Встречи назначают, как правило, в некошерных ресторанах: оказалось, что шидух для девушек — дело интимное, а в кошерных ресторанах они могут встретить знакомых. Если вы приходите вместе в кошерное место, то как будто заявляете еврейской общественности, что вы вместе. 

Первая девушка оказалась из очень религиозной среды: преподаватель, живёт в религиозном районе. На первой встрече мы говорили на какие-то общие темы, ничего особенного не происходило, я сидел и думал, что, наверное, так и надо. В итоге я согласился на вторую встречу, во время которой анализировал, могу ли я с этим человеком провести долгие годы. Сомнения пропали после того, как она поставила условие, что после свадьбы мы должны перевезти её маму в Москву и поселить с нами. Я понял, что мне это не подходит, и через шадхана сообщил, что продолжать мы не будем. С той девушкой прямого контакта у меня не было, только через свах, в этом некоторый плюс таких знакомств. 

Через неделю появилась ещё одна кандидатка — история повторилась. У меня сложилось ощущение, что шадханы мне сватают просто каких-то своих знакомых, потому что я в целом достойная партия. Варианты были разные: из глубокой провинции, чуть старше меня, с тяжёлыми судьбами, но объединяло их одно — приближение к тем же структурам, что и мои свахи. 

Меня такой «профессионализм» такого еврейского «сервиса» абсолютно не устраивал, и я решил расширить аудиторию. 

Jewwish.ru — онлайн-дейтинг по-еврейски

На сайте jewwish.ru есть свой сервис знакомств: регистрируешься, загружаешь документы, раввин проверяет их на подлинность, тебе назначают куратора, который, по идее, должен подбирать кандидаток согласно твоим требованиям. К тому моменту иллюзий у меня уже было меньше, я понимал, что кандидаток будут выбирать просто по алфавиту, поэтому я не удивился, что от двух первых пришлось просто сразу отказаться.

Отличие сервиса Jewwish от Jwedding в том, что они дают тебе номер телефона девушки, поэтому теоретически ты можешь общаться напрямую. Минус в том, что если ты отметил, что готов встретиться с девушкой, то перейти к следующим кандидаткам невозможно, пока не закроется эта анкета. Так, с одной девушкой мы не могли встретиться пару месяцев по независящим от меня причинам, и всё это время я не мог встретиться с другой пользовательницей того же сервиса. Ещё один отличный от «живых» шадханов момент — ты сам должен сообщать девушке, что вы не подходите друг другу, кому-то это может быть сложно. 

Йосеф. Фото из личного архива
Йосеф. Фото из личного архива

На этом сайте мне присылали анкеты также из Тель-Авива, Праги, Парижа, Мюнхена, Торонто, но за окном была весна 2021 года, поехать куда-либо не вариант. Единственная девушка из России, с которой я ещё не был знаком, оказалась из Воронежа. По иронии судьбы выяснилось, что с ней же меня хотел познакомить раввин. Он был очень воодушевлён таким совпадением, дал нам контакты, и мы начали общаться. Jewwish.ru я забросил: зачем мне плохой сервис, когда у меня сработал самый доверительный сервис, который только возможен в еврейском мире?

Самый доверительный еврейский сервис — раввин 

Так началась волшебная история. Я не мог поверить, что так вообще бывает, всё было невероятно органично и легко. Безусловно, у девушки были какие-то недостатки, но я готов был с ними мириться. Я пригласил её в Москву, оплатил перелёты, отель.

Она прилетела на несколько дней, мы встретились буквально через пару часов после того, как она приземлилась, гуляли до пяти утра, пили чай, перемещались из одного заведения в другое, потому что они закрывались, а мы всё не хотели расходиться. Я чувствовал, что это мой человек, никаких вопросов у меня не оставалось.

С её стороны всё было тоже супер. Через некоторое время она предложила съездить вместе в отпуск на машине, я занялся очень непростой организацией — предстояло тысяч семь километров проехать. 

Внезапно что-то резко изменилось: общение, по сути, прекратилось, созвоны с видео всё время переносились, по вроде бы весомым причинам, но каждую новую дату она снова пропускала. То, что ещё совсем недавно казалось духовной связью, испарилось, и я не знал, что делать. Я узнавал через раввина, не случилось ли у неё что-то, ездил в Воронеж, предлагал поддержку, но по каким-то необъяснимым причинам она стала уже другим человеком. Для меня это осталось странной историей: казалось, единственный вопрос, который нам с ней нужно было обсудить, — какой цвет кухни мы выберем?

После этого случая я вернулся к поискам на jewwish.ru. Там за время моего отсутствия накопилось приличное количество анкет — видимо, за меня кто-то замолвил словечко. 

«Шидух.орг» — расширяем географию

Чтобы не терять времени в ожидании реакций пользовательниц Jewwish, я зарегистрировался также на shiduch.org. В основном там были уже те, кого я видел, но один шадхан предложил мне познакомиться с кандидаткой из Киева. Она оказалась симпатичной девушкой из хорошей семьи. С её согласия он дал мне её номер, и мы начали общаться. Следующие полтора месяца были заняты этой историей. Я прилетел к ней, мы познакомились, но ничего из этого, к сожалению, не вышло — кажется, для создания семьи мы друг другу не очень подходим. 

Мне казалось, что если ты досконально соблюдаешь Шаббат, кашрут, избегаешь физического контакта с женщинами, то всё у тебя будет здорово и жена найдётся. На деле оказалось всё иначе.

Я по-прежнему соблюдаю еврейские традиции, но отношение к процессу, структуре и их значимости уже совершенно другое. 

Tinder — ну а вдруг!

В тиндере я просто написал, что готов знакомиться только с галахическими еврейками или теми, кто прошёл гиюр. Нашлась одна кандидатка, но это ни к чему не привело. Позже я удалил этот текст, так как он не всем девушкам понятен. Несколько раз выяснялось, что девушка еврейка, только она сама об этом не знала.  

Продуктивность этого ресурса в моём случае катастрофически низка, но охват аудитории несравним со всеми вышеперечисленными опциями. Если есть силы и мужество справляться с потоком неадекватности, предложений эскорт-услуг, мошенников, просто неприятных и злых людей, то шанс встретить там свою судьбу всё же есть. 

Мне кажется, моя история с шидухом вообще не самая стандартная — никто из известных мне людей так не трудится. Достаточно много ребят просто сидят на диване и ждут, когда им подадут кандидаток.

Я трачу и моральные силы, и физические, и финансовые ресурсы — например, поездка в Киев на 10 дней обошлась мне примерно в 2000 долларов, при том что я вообще никак не шиковал, просто политика, пандемия и уважительное отношение к своему времени вносят поправки в бюджет. 

Я не ставлю себе никакого дедлайна: судьба вершится на небесах, и единственное, что мы можем делать, — вовремя и корректно реагировать на поставленные задачи. Одно я знаю точно: семью и детей я заведу с одной и лучшей еврейкой. 

Записала Алина Фукс

Читайте также:

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы — русскоязычные евреи, живущие в России. Мы знаем, что мы евреи, но пока ещё не разобрались, что это на самом деле значит сегодня — быть евреем.

Чтобы понять это, мы изучаем, что думали про это наши предки, разбираемся, как еврейская культура, религия, традиции и сообщество проявляются в нашей жизни — и ежедневно рассказываем о нашем опыте и открытиях.

Жизнь современных евреев