Йом а-Шоа: какими должны быть уроки истории Холокоста

28 апреля, 2022
Читать: 7 мин

День памяти жертв Холокоста и героев Сопротивления отмечают 27 нисана по еврейскому календарю (в этом году — с вечера 27 апреля) — тогда же, когда началось восстание в Варшавском гетто. Холокост до сих пор остаётся важнейшей темой научных исследований и предметом обсуждения на школьных уроках истории. Эту тему тяжело преподавать даже опытным учителям, не говоря уже о том, насколько трудно её воспринимать детям. За рекомендациями, как проводить такие уроки, «Цимес» обратился к лекции Иегуды Бауэра — профессора, который одним из первых начал академические исследования Холокоста

— Прежде чем преподавать историю Холокоста, следует ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для учеников?» Тут учителя должны быть немного психологами: им нужно понять, что дети в классе могут иметь разную подготовку, представлять разные социальные группы, придерживаться разных религиозных убеждений — или не иметь их вовсе.

Задумайтесь: как так вышло, что Холокост стал своего рода культурным символом не только в Европе, но и вообще везде? Четыре университета в Китае занимаются изучением Холокоста, в Японии есть два мемориала, которые ему посвящены. В Дакаре и Южной Африке строят музеи Холокоста. Да что там, их открывают по всему миру! 

Иногда это прикрытие для того, чтобы отметить своё участие, поставить условную галочку и показать, что общество разобралось с вопросами Холокоста и может двигаться дальше. Но это не то, на что нацелено преподавание истории Холокоста. Я бы сказал, что это полная противоположность тому, что делаем мы. 


Самуэль Бак. «Звезда Давида» («Гетто еврейской истории»), 1976 

На уроках важно использовать самые разные материалы: видео, аудио, истории и интервью с выжившими, собранные исследователями. Люди, оставившие эти свидетельства, обычно не говорят штампами, к которым мы привыкли. Одним из таких штампов является лозунг «Никогда больше». Его произносят на каждом мемориальном событии, посвящённом Холокосту, и я вздрагиваю всякий раз, когда его слышу. Можно сколько угодно прятаться за лозунгами в духе «Мы никогда не должны забывать», но, как говорят психологи, если кто-то «никогда не забудет», то, скорее всего, он изо всех сил пытается забыть и не может. Всё напоминает ему о случившемся. Хотят ли евреи помнить про Холокост? Нет, не хотят. Но они должны. Потому что если они забудут, неевреи обязательно им об этом напомнят. Именно этой фразой, которая тоже превратилась в клише.

На уроках нужно проводить параллель между Холокостом и другими примерами геноцида, чтобы подчеркнуть беспрецедентность первого. Холокост — самый ужасный геноцид в истории. Но не из-за страданий — народ тутси в Руанде и другие жертвы массовых убийств страдали не меньше. Страдания вообще нельзя измерить, нет таких единиц измерения, чтобы точно сказать, кто страдал больше, а кто меньше. Тогда как сравнивать Холокост с другими эпизодами геноцида? В цифрах? Совершенно точно нет. Примерно пять миллионов семьсот тысяч евреев были убиты. Если бы их оказалось на сто тысяч меньше, это ничего бы не поменяло. Трагедия не перестала бы быть трагедией. 

Главное отличие Холокоста — в создании машины для массовых убийств. Её не изобретали заранее — идеология естественным образом к ней привела. Эта идеология не была прагматичной. В её основе лежала бредовая идея: нацисты и их пособники по всей Европе убивали людей, которые работали на них. Убивать тех, кто нужен тебе для работы на производстве, в высшей степени иррационально. Вот почему, если вы хотите дойти до причин любого геноцида, вам нужно начать с самого ужасного из них — с Холокоста. 

На уроках вы не должны говорить только об ужасах и кошмаре. Правильным подходом будет рассказывать разные истории — особенно те, что о праведниках народов мира и спасённых ими евреях.

Хорошая история может многому научить – нужно лишь подчеркнуть её уникальность и смелость героев. Только эту историю нужно «приготовить» для ваших учеников, дополнить фактами.

Пожалуйста, не начинайте урок с прав человека: Холокосту не предшествовало отрицание прав евреев. Между этими вещами нет прямой связи. Ставить их в один ряд — значит, не понимать случившегося. Вы можете сказать, что соблюдение прав человека и демократические институты в стране уменьшают вероятность геноцида и массовых убийств. 96,5% примеров геноцида приходится на недемократические страны.

Не стоит говорить и про толерантность. Её часто воспринимают как необходимость терпеть то, что не нравится. Быть толерантным к людям — значит, терпеть их. Но понимание, чем живут другие народы, эмпатия по отношению к ним — это же совсем не про толерантность.

Если вы хотите изучать историю Холокоста, для начала вам нужно познакомиться с культурой евреев.

Чтобы понять, что такое геноцид в Руанде, изучите историю народов тутси, хуту и тва. Невозможно оценить масштабы трагедии американских индейцев в XIX веке, если ничего не знаешь о Дороге слёз. Между Холокостом и другими примерами геноцида, несомненно, есть параллели. Но существуют и отличия, сделавшие уничтожение евреев беспрецедентным в истории. Не нужно фокусироваться на его уникальности — нужно говорить о нём с разных сторон. 

Самуэль Бак. «Прохождение»

Один из главных советов, которые я могу дать, — не переусердствуйте. Подготовьте информацию и дайте ученикам возможность разобраться в ней самим. Будьте как рабби Гилель за двести лет до нашей эры. Он был остроумным человеком, и когда нееврей пришёл к нему и потребовал обучить его всем еврейским знаниям за то время, которое он сможет простоять на одной ноге, Гилель ответил: «Не делай другому того, что ненавистно тебе». И добавил, что теперь, зная это, нееврей может идти и начать учиться.

Подготовил Александр Тихомиров, еврейский образователь, автор подкаста «Тамид»


Полный перевод лекции профессора Бауэра о преподавании истории Холокоста вы можете прослушать на удобных вам платформах.

Видео со свидетельствами выживших во время Холокоста ищите тут и тут.

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм