Кофемания на Святой земле
«Цимес» запускает спецпроект, посвящённый евреям и кофе. Первая история — о том, как евреи открыли для себя этот напиток, почему он произвёл настоящую социальную революцию в Османской империи и за что его невзлюбили раввины и имамы
В середине XVI века кофе достиг Сирии и Палестины, которые тогда входили в состав Османской империи. В мусульманской культуре, где пить алкоголь запрещено, кофе занял место напитка, который изменяет и стимулирует сознание.
В крупных городах одна за другой начали открываться кофейни, которые произвели настоящую революцию в социальной жизни. Первые кофейни работали и днём и ночью, что было абсолютной сенсацией для того времени, особенно если вспомнить об отсутствии электрического освещения (и электричества в принципе). До появления таких заведений люди обычно проводили вечерние часы дома и ложились спать достаточно рано. Кофейни вечерами и ночами производили много шума: смех и разговоры посетителей, музыка и шум выступлений. Соседи жаловались ещё и на дым: кофе готовили на огне. У кофеен останавливались разносчики еды — например, жареного мяса, а сами посетители курили табак (к дыму которого иногда примешивался аромат опиума).
Клиентура изначально состояла в основном из мусульман, но постепенно продвинутые евреи и христиане тоже начали зависать в новомодных кафешках.
Неудивительно, что имамы, раввины и священники очень скоро заклеймили кофейни «логовом разврата» и попытались отучить свою паству от этого порочного времяпрепровождения.
Но кофеманию было не остановить. Сформировалась гильдия продавцов кофе, первые упоминания об этом относятся к 1590-м годам. А это означает, что за качеством кофе и ценообразованием следили. В XVII веке уже появляется аналог современного coffee to go: разносчики ходили по улицам с большими кофейниками на спине и подносами с маленькими чашечками.
Кофе стало можно выпить не только в кофейнях, но и в некоторых магазинах. Параллельно с этим люди начинают готовить кофе дома. Что логично: женщины тоже хотели им наслаждаться, а кофейни пока ещё оставались территорией мужчин.
Вокруг кофе вырастает огромный рынок атрибутов и аксессуаров — различные джезвы и турки, чашечки, ложки, ухватки и щипцы. Возможно, ни один другой напиток в мире не может похвастаться таким изобилием приспособлений и техник приготовления.
Специалисты по истории еды считают, что евреи Среднего Востока обычно добавляли сахар в кофе, тогда как арабы не пользовались подсластителями.
Кофе быстро стал частью жизни и подавался при любом удобном случае.
Существовало даже популярное восклицание на еврейско-испанском языке «caves de allegri!», что буквально переводится как «кофе радости».
Хотите узнать больше? Отправляйтесь в захватывающее путешествие по нашему таймлайну! «Цимес» гарантирует — вы узнаете много нового и удивительного о роли кофе в еврейской культуре и успехах евреев в кофейной индустрии.