Лаг ба-Омер 101: зажигаем по-еврейски
Почему на Лаг ба-Омер разводят костры, стреляют из лука и бреются? Что мы вообще отмечаем в этот день? При поддержке посольства Израиля в Москве «Цимес» разбирается в одном из самых неоднозначных еврейских праздников
Неподготовленному зрителю, который случайно забредёт в этот день в религиозный район Иерусалима, может показаться, что он попал на какой-то еврейский аналог фестиваля Burning Man. На каждом шагу пылают костры, вокруг которых водят хороводы мужчины в шляпах и лапсердаках. Из гигантских колонок грохочет клезмер и хасидские песни. В костры при этом летят самые непредсказуемые предметы. Да, в религиозных общинах Лаг ба-Омер отмечают с размахом и довольно экстравагантно.
«Лаг ба-О́мер» — что это вообще значит?
Слово «лаг» — на самом деле аббревиатура букв ламед и гимель. В еврейской системе счисления, где в качестве цифр используют 22 буквы ивритского алфавита, сочетание ламед и гимель даёт число 33.
«Омер» буквально означает «сноп». Речь идёт о снопах пшеницы — на второй день Песаха в Иудейский Храм приносили урожай в качестве подношения Б-гу. Со дня приношения отсчитывали семь недель, а потом праздновали Шавуот, Праздник семи недель.
Таким образом, Омер — это дни между Песахом и Шавуотом. Итак, название «Лаг ба-Омер» означает 33-й день Омера.
По еврейскому лунному календарю он выпадает на 18-е число месяца ияра.
Собственно, Лаг ба-Омер — это не совсем праздник, а так называемый моэд, полупраздник: памятный день, который при этом является рабочим.
Что отмечаем?
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Считается, что сразу несколько важных событий произошло в этот день. Все они так или иначе связаны с видным законоучителем рабби Акивой и его учениками.
Во-первых, мудрецы Талмуда утверждают, что в этот день закончилась чума, из-за которой погибло 24 тысячи учеников рабби Акивы. Якобы эпидемия разразилась через несколько дней после Пасхи. Так Б-г наказал учеников за неуважение друг к другу. Собственно, Омер — это период, когда продолжалась эпидемия, поэтому во время него еврейский народ оплакивает учеников Акивы.
В то же время многие историки полагают, что на самом деле речь идёт не о чуме, а о расправе римлян над участниками восстания Бар-Кохбы.
Дело в том, что рабби Акива стал горячим сторонником Симеона бар Косева aka Бар-Кохба. В 132 году до нашей эры Бар-Кохба возглавил яростное, но безуспешное восстание против римских властей в Иудее. Многие из учеников Акивы присоединились к восстанию, а сам рабби считал Бар-Кохбу долгожданным спасителем еврейского народа. Сопротивление продолжалось четыре года, но в конце концов было жестоко подавлено: тысячи евреев были убиты и казнены, среди них сам рабби Акива и его ученики.
Но это ещё не всё, что случилось в чудесный день 18 ияра.
По легенде, в этот же день, спустя несколько десятков лет, скончался рабби Шимон Бар Йохай, виднейший еврейский мудрец и автор Книги Зоар.
Рабби Шимон Бар Йохай тоже был учеником рабби Акивы. После подавления восстания Бар-Кохбы ему удалось бежать вместе с сыном Элеазаром. Согласно легенде, они 12 лет прожили в пещере. От голодной смерти их всё это время спасала вода из чудесного колодца и плоды рожкового дерева. Конечно же, они проводили дни и ночи в учёбе и молитвах. Кстати, некоторые еврейские богословы считают, что именно рабби Шимон написал Зоар — главную книгу каббалы.
Как бы то ни было, в день своей смерти рабби Шимон открыл своим ученикам глубокие тайны Торы и приказал им каждый год всячески радоваться в день его смерти.
Таким образом, в Лаг ба-Омер мы празднуем жизнь рабби Шимона и открытие потаённых глубин Торы.
Наконец, некоторые мудрецы утверждают, что Лаг ба-Омер связан ещё и с блужданиями евреев с Моисеем по пустыне: именно 18 ияра с неба посыпалась манна, которой они потом питались.
Короче, как ни крути, поводов для праздника много.
Почему костры?
Костры на Лаг ба-Омер — тоже весьма многозначный символ.
Одна из трактовок, которая имеет особую популярность в Израиле, гласит, что их разжигают в память о восстании Бар-Кохбы: повстанцы использовали костры в качестве сигнала к началу восстания.
В религиозных еврейских кварталах разводят огромные костры, в которые, как уже было сказано, кидается всё подряд. Вообще, в Израиле Лаг ба-Омер — любимый праздник детей. Ещё бы: ведь на костре можно поджарить маршмеллоу!
Как ещё можно отмечать?
Лаг ба-Омер — по сути, перерыв в трауре по погибшим ученикам рабби Акивы. А сам траур потом продолжается до самого Шавуота. По еврейской традиции во время траура нельзя в числе прочего играть свадьбы и стричь волосы. Поэтому в Лаг ба-Омер многие религиозные евреи в срочном порядке бросаются бриться и жениться. По той же причине в этот день принято проводить обряд халаке — пострижения волос у мальчиков, достигших трёхлетнего возраста. Нестриженой оставляют только область у висков, результатом чего являются те самые пейсы. Речь идёт, конечно, о религиозных общинах.
Многие верующие евреи, особенно хасиды и каббалисты, в этот день поднимаются к могиле рабби Шимона на горе Мерон. Там разжигают главный костёр, а празднования продолжаются всю ночь. Приходят сотни тысяч человек ежегодно, поэтому там, конечно, яблоку негде упасть.
Дети на Лаг ба-Омер часто играют с луком и стрелами — считается, что это напоминание о военных сражениях учеников рабби Акивы.
Чтобы попасть на костерок, необязательно быть в Иерусалиме — возможно, синагога вашего города тоже организует какой-нибудь ивент.
Подготовила Анна Субич