«Новый год деревьев»: что мы празднуем в Ту би-Шват
Праздник Ту би-Шват в 2022 году начинается с заходом солнца в воскресенье, 16 января, и заканчивается через сутки, вечером 17 января. Разбираемся, что это за история
Что, опять Новый год?!
Да! На этот раз — у деревьев, конкретнее — у плодовых. В еврейской традиции это малый праздник, не упомянутый в Торе, а его название — просто дата на еврейский лад, так звучит ט״ו בשבט, «15-е число месяца швата». У всех букв еврейского алфавита есть числовое значение, 15 получается из ט״ו: «тэт», которая обозначает девятку, и «вав» — это шесть.
У праздника есть и другое название — ראש השנה לאילנות, Рош а-Шана ла-иланот, дословно «Новый год для деревьев».
Зачем он нужен?
Изначально Ту би-Шват был нужен для удобства. Евреи древности должны были приносить в Храм или отдавать бедным десятину от урожая. Но по традиции нельзя есть плоды дерева, если ему ещё нет трёх лет. Для того чтобы понять, когда же у дерева день рождения и какие плоды считать пригодными для подношения, и стали отмечать этот праздник — своеобразную границу между годами с точки зрения урожая. Обычно к Ту би-Швату в Израиле как раз заканчиваются почти все зимние дожди.
И что, надо как-то специально отмечать?
В XIV веке мистики-каббалисты из Цфата придумали целый ритуал празднования Ту би-Швата, похожий на пасхальный седер. Участники читали подходящие отрывки из Торы и раввинистической литературы, ели плоды, которые ассоциируются с Землёй Израиля, — виноград, гранаты, инжир, финики, оливки. Ещё было принято пить четыре бокала вина: сначала белое, символизирующее зиму, затем белое с добавлением красного — в честь грядущего прихода весны, после него красное с добавлением белого — в честь ранней весны и, наконец, просто красное, символизирующее весну и лето.
В диаспоре Ту би-Шват стали отмечать как день памяти о благословенной Земле Израиля, но поскольку свежие фрукты посреди зимы достать было трудно, их заменяли на сушёные или засахаренные плоды или варенье. Традиционно на Ту би-Шват ели стручки рожкового дерева: растут в Израиле и хорошо переносят транспортировку.
А что делают светские израильтяне?
Ранние сионисты решили, что отличной идеей будет начать на Ту би-Шват посадки деревьев — для восстановления израильской экологии и как символ роста и процветания еврейского народа, вернувшегося на землю своих предков.
В современном мире Ту би-Шват до сих пор повод что-нибудь посадить — как в Израиле, так и во всех других странах, где живут евреи.
Многие евреи диаспоры, которым погода не позволяет сажать деревья в январе-феврале, жертвуют в этот день деньги в Еврейский национальный фонд, организацию, которая занимается посадками лесов в Израиле.
Это же экодень!
Да, для людей, которых волнует состояние окружающей среды, Ту би-Шват стал естественным символом еврейской связи с современными вопросами экологии. В детских садах и школах по всему Израилю в эти дни проходят занятия по экологии, для детей организуют походы или экскурсии — например, на современные мусороперерабатывающие заводы. Часто детям дарят домашние растения, с которых можно начать заботиться о природе.
В последнее время седеры на Ту би-Шват стали популярнее и объединяют оба подхода — как каббалистический, когда участники празднуют свою связь с Землёй Израиля через плоды и религиозные тексты, так и экологический.
А что такое шмита? Как это связано с праздником?
Существует заповедь, согласно которой каждый седьмой год Земля Израиля должна отдыхать от сельскохозяйственных работ. Такой год и называется годом шмиты; в этот период следует дать покой земле, а значит, запрещено сажать и сеять, удобрять и собирать урожай. Текущий, 5782 еврейский год — как раз год шмиты.
Разумеется, для религиозных людей ограничения года шмиты влияют и на празднование Ту би-Швата. В такой год соблюдающий человек не станет сажать деревья, но посвятит праздник изучению законов шмиты и традиционных идей, которые лежат в основе этого обычая.
Подготовила Мария Вуль