Почему евреи — избранный народ?
В еженедельной рубрике «Нас забыли спросить» отвечаем на все вопросы про евреев, которые люди обычно задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня разбираемся в самом горячем вопросе иудаизма: откуда взялась идея, что евреи — избранный народ, и что она вообще значит
Избрание евреев Б-гом — одна из самых спорных в иудаизме идей, которая явно принесла самим евреям больше хлопот, чем очевидных бонусов. Прежде всего, «б-гоизбранность» вызвала много непонимания и подозрений со стороны других народов. Да и у самих евреев остаются вопросики на этот счёт. Две тысячи лет сплошных гонений и притеснений. Какая избранность, вы о чём?
«Б-г мой, я понимаю, что мы — избранный народ. Но не мог бы Ты хоть иногда выбирать кого-нибудь другого?» — с грустной иронией вопрошает Б-га Тевье-молочник в фильме «Скрипач на крыше».
Так что же значит фраза «евреи — избранный народ»? Евреи лучше других? Или Б-г реально выбрал их, чтобы сделать объектом всевозможных напастей?
Спойлер: не то и не другое.
Откуда тогда вообще взялась идея «избранности»?
Идея принадлежала Б-гу, и звучит она впервые в Книге Исхода. Ещё перед явлением на горе Синай Б-г делится с Моисеем планами сделать евреев своими избранниками: «Итак, если вы будете всецело повиноваться Мне и соблюдать завет Мой, то из всех народов лишь вы будете Моим драгоценным достоянием. Вся земля Моя, но вы будете у Меня царством священников, святым народом» (Исход 19, 5–6, Новый русский перевод).
Более подробно эта мысль обсуждается в первых главах Книги Второзакония.
Здесь Моисей несколько раз терпеливо пытается донести до евреев, что их избранность ни в коем случае не является результатом каких-то личных заслуг: «Г-дь пожелал избрать вас не потому, что вы были многочисленнее других народов, — ведь вы были самыми малочисленными, — а потому, что любит вас, и для того, чтобы сдержать клятву, данную Им вашим отцам» (Второзаконие 7, 6–8, там же).
Итак, Б-г избрал евреев просто потому, что Он любит евреев. За что именно Он их полюбил — непонятно. Ну а ещё Б-г дал клятву праотцам еврейского народа — Аврааму, Исааку и Иакову. Окей, если Б-г дал такую клятву — значит, Он всё-таки выделил праотцов среди других людей по какой-то причине. Что же это за причина?
И вот тут мы заходим в логический тупик. Точнее, ещё до нас туда зашли толкователи Торы. Дело в том, что первым евреем, которого Б-г «избрал», был Авраам. Но Тора никак не объясняет, почему Авраам избран и чем заслужил внимание Б-га больше других.
Это обстоятельство не давало покоя мудрецам Талмуда. Поэтому уже в талмудической литературе начали появляться объяснения избрания Авраама, Исаака и Иакова. Согласно им, Б-г избрал Авраама, потому что тот вёл благочестивый образ жизни и сам искал Б-га. Аналогичным образом раввины превращают Исаака и Иакова в образцы добродетели: они исправили себя, открыли в мире Б-га и передали это знание следующим поколениям.
Но больше всего толкователей Торы напрягал тот факт, что евреи не сделали ничего особенного, чтобы заслужить своё избрание и получение Торы на горе Синай. Некоторые мудрецы объясняли: Б-г предложил евреям стать избранными в самую последнюю очередь. До этого Он сделал аналогичное предложение моавитянам, аммонитянам, сыновьям Исмаэля и Эсава. Но только евреи согласились безоговорочно принять Тору и все заповеди.
Класс! Евреи — избранные. Что же это нам даёт?
Если кратко: привилегий немного, зато обязанностей целая куча. Как мы помним, Б-г сказал евреям, что они будут у Него «царством священников». Поэтому на них возлагается миссия — служить светом для других народов, привести весь остальной мир к исправлению и служению Единому Б-гу: «Слишком мало для Тебя быть Моим Слугой, восстановить роды Иакова и возвратить уцелевших Израиля. Я сделаю Тебя светом для язычников, чтобы спасение Моё достигло концов земли» (Исаия 49:6, там же).
Ну и само собой, от избранников требуется больше, чем от всех остальных людей: им нужно соблюдать 613 Б-жьих заповедей, в том числе 365 запретов и 248 повелений, в то время как другим народам достаточно соблюдать семь повелений.
Спросим еврейских мудрецов
Конечно же, ни одно поколение еврейских мудрецов не могло пройти мимо такой жаркой темы для дискуссий.
В Средние века возникло два основных течения: на основе работ Иегуды Галеви и Моисея Маймонида (aka Рамбам). Если коротко, то Галеви поддерживал библейскую идею: евреи принимали, так сказать, пассивное участие в деле своего избрания. Б-г всё решил за них. В момент сотворения человека Б-г вселил в Адама некое б-жественное качество, которое затем перешло к сыну Адама Сету и затем ко всему еврейскому народу. Таким образом, евреи по своей природе отличаются от других людей, а неевреи априори не могут стать избранными.
Маймонид же настаивал на активной позиции евреев: они сами сделали выбор служить Б-гу и согласились выполнять Его заповеди. Согласно Маймониду, такой выбор может сделать каждый. Поэтому неевреи могут точно так же стать избранными. И наоборот — евреи, не исполняющие заветов, могут своей избранности запросто лишиться.
А что было дальше?
Понятно, что такая громкая формулировка даёт массу возможностей для спекуляций. Поэтому дальше каждый понял как хотел. Христиане решили, что, раз у евреев в жизни так много неприятностей, значит, Б-г от них отвернулся. И теперь сами они — христиане — перехватили эстафету б-гоизбранности.
Антисемиты всех времён тоже охотно оперировали идеей избранного народа: мол, евреи презирают остальных, поэтому постоянно пытаются облапошить христиан, стремятся к мировому господству, а ещё на досуге пьют кровь христианских младенцев.
У самих евреев на почве всех этих гонений и преследований тоже обострилось чувство собственной исключительности: вывод, что их недолюбливают за непохожесть на других, напрашивался сам собой. В результате в каббале, например, действительно есть утверждение, что лишь еврейские души — это отблески б-жественного света. Души неевреев созданы из клипот — «скорлупы», низменной материи.
С XVIII века в иудаизм начали проникать идеалы Просвещения, и еврейские философы чуть снизили градус. Так, реформистский иудаизм сделал акцент на идее, что Израиль должен служить «светом для народов» — быть примером добродетели и служения Б-гу для всего мира.
Кстати, первый президент Израиля Бен-Гурион распространил эту миссию на свою новорождённую страну, которая должна была стать «светочем для народов» — воплотить в себе идеалы социального и национального равенства, способствовать расцвету культуры и науки.
А как жить современным евреям с идеей «избранного народа»?
Как мы увидели, трактовать эту идею — как и многие другие в Торе — можно ну очень по-разному. Каждая эпоха и среда диктует новые смыслы. Некоторые современные течения иудаизма вообще отказываются от этой идеи. Лично нам кажутся актуальными слова ортодоксального раввина и философа Джонатана Сакса:
«…Итак, что значит быть избранным? Я думаю, это значит примерно следующее: Б-г делает нас всех разными. Он взял одного человека, Авраама, затем пару, Авраама и Сару. Они стали сначала семьёй, затем племенем, затем собранием племён, затем еврейским народом. И Б-г сказал им: „Будьте другими“, чтобы научить мир достоинству различий… <…> Он дал нам — миру — еврейский народ, который сильно отличается от других, и сказал: „Видите этих людей, которые отличаются от других? Я люблю их. Я избрал их“. Потому что отличие не означает, что тебя ненавидят и поносят, относятся к тебе как к чужаку. А ведь большинство людей именно так поступают с теми, кто отличается от них. Б-г говорит: „Различия — это то, что Я люблю“. И мы, еврейский народ, были посланы сюда, на землю, чтобы воплотить это послание в жизнь, в сознание людей и в историю. Мы — народ, который осмелился быть другим».
Подготовила Анна Субич