5 правил уборной: туалетный этикет в иудаизме

11 января, 2022
Читать: 4 мин

Жизнь иудея наполнена ритуалами и правилами — за тысячи лет обсуждений и толкований мудрецы выработали чёткие регламенты на любой случай. «Цимес» провёл расследование и выяснил, что чтить букву закона нужно даже в туалете

О нюансах похода в уборную рассказывается в книге «Кицур шулхан арух», кратком сборнике галахических кодексов, который охватывает все сферы жизни еврея. Этот труд написал в 1864 году раввин Шломо Ганцфрид из Закарпатья, пересказав покороче и попроще знаменитую книгу «Шулхан арух», написанную за триста лет до того венецианским раввином Йосефом Каро.

Можем с уверенностью сказать, что правила туалетного хорошего тона остались прежними, поэтому советы Ганцфрида актуальны по сей день.

Правило 1: делу время, потехе час

Облегчаться нужно дважды в день, утром и вечером. При этом важно отдаваться делу полностью и не отвлекаться на сторонние мысли, чтобы тело оставалось чистым и готовым к служению.

Если осуществить задуманное не выходит сразу, стоит отдохнуть, пройти 4 ама (примерно два метра) и избавиться от лишних дум, после чего продолжать старания. Помните: человек, не отправляющий все свои естественные потребности вовремя, нарушает сразу два запрета из Торы — «не оскверняйте душ ваших» и «да не будет у тебя удерживающегося».

Правило 2: всегда сверяйтесь с компасом

Испражняться прилюдно иудею категорически запрещено, хотя помочиться можно, если другого выхода нет. Так что сначала проверьте, нет ли рядом кого-то ещё. Если вы решили рискнуть и справить нужду в открытом месте, помните, что «Кицур шулхан арух» рекомендует садиться лицом к югу, а спиной к северу, или наоборот. Одновременно не рекомендуется садиться как лицом, так и спиной к Иерусалиму и Храмовой горе. Тут-то и пригодится компас, а также базовые знания географии.

Удобно, если рядом есть перегородка — к ней просто нужно сесть спиной, вне зависимости от того, в какой стороне Иерусалим. Впрочем, некоторые вольности кодекс все-таки дозволяет: мочиться можно в любую сторону.

Правило 3: не перегибайте палку

Несмотря на то, что кодекс поощряет энтузиазм, распоясываться не стоит.  Держитесь скромно: сначала сядьте, а уже потом снимайте штаны — насколько нужно, чтобы не запачкать одежду. 

«Кицур шулхан арух» напоминает, что бывает всякий форс-мажор — например, выпадение прямой кишки — и потому не следует испражняться стоя или тужиться слишком сильно. Мочиться стоя можно, но нельзя держать руками место обрезания. В конце стоит убедиться, что вы довели дело до логического завершения и повторный поход в уборную не понадобится.

Правило 4: чистота — залог здоровья

В туалете запрещается думать о Торе, поэтому лучше переключиться на более повседневные мысли. Если поход в туалет пришелся на Шаббат, когда думать о делах тоже нельзя, остаётся только помечтать или вспомнить о чем-нибудь необычном.

Закончили? Тщательно и аккуратно подотритесь. Правой рукой пользоваться нельзя, потому что ею накладывают тфилин — ритуальные коробочки с отрывками из Торы, которые повязывают на лоб и руку. Одним только средним пальцем левой руки пользоваться тоже нельзя, ведь вокруг него повязывают ремень тфилин. Так что думайте лучше о том, как правильно закончить ваш визит в уборную — это не так просто, как кажется.

Правило 5: мойте руки! 

После выхода из клозета обязательно следует совершить омовение рук — нетилат ядаим. Финальный аккорд — специальное благословение после туалета, ашер яцар. Это нужно, чтобы поблагодарить Б-га за ваше крепкое здоровье и то, что он «создал человека в мудрости и сотворил в нем многочисленные полости и отверстия».

Исключение составляют те, кто принял слабительное: им можно читать благословение только один раз, когда лекарство прекратит действовать. А если вы нездоровы и от этого проводите в туалете больше времени, чем обычно, читать благословения не следует, пока вы не выздоровеете.

Подготовила Анастасия Костандова

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Жизнь современных евреев