«Выпускники приводят к нам своих детей». Директор ОРТ 1311 «Тхия» Ирина Проценко

14 сентября, 2022
Читать: 18 мин

Что такое «еврейский компонент» в обучении? Как соблюдать в школе еврейские традиции и при этом следовать общеобразовательным стандартам? Об этом и многом другом поговорили с директором московской школы ОРТ 1311 Ириной Проценко

— Ирина, как у вас прошло первое сентября? Большой набор в этом году?

— Для меня этот учебный год — уже восьмой в качестве директора, но так волнительно не было ещё никогда. Ситуация сейчас непростая, чувствуется очень высокая ответственность за безопасность учащихся. Ну и конечно, встреча после длительной разлуки на каникулах — это всегда очень трепетное мгновение. 

Вообще, мы ожидали, что будет отток учащихся. Но получилось наоборот: желающих обучаться и развиваться именно в еврейской среде в этом году очень много. На конец прошлого учебного года, в мае, нас было 868 человек, а к первому сентября — 960. В некоторые классы мы не смогли взять всех желающих, просто мест не хватает.

У нас целых четыре первых класса: в первый раз за всю историю школы набрали 120 детей. Какой-то настоящий бум. И это при том, что еврейских школ в Москве достаточно, конкуренция высокая.

То же самое и в нашем детском саду: желающих очень много, а кроваток ограниченное количество, всего 90. Хоть бери и строй ещё одно здание детского сада. Конечно, наверняка это связано и с ростом рождаемости в определённый период, но в целом в этом году я заметила, что вырос интерес к еврейским организациям. Возможно, некоторые семьи планируют репатриацию, поэтому важно отдать детей в среду, близкую к той, которая будет после переезда.

Ирина Проценко

— Как поступить к вам в первый класс, есть какие-то особенности?

— Мы государственная школа, правила у нас соответствующие. Первоочередное право на поступление — у детей дошкольного отделения, они переходят в первый класс автоматически. Второе преимущественное право, как во всех государственных школах, — адресный перечень домов, прикрепленных к нашей школе. А вот на оставшиеся места, если они есть, родители могут подать заявление через портал mos.ru. После знакомства со школой и личного собеседования ребёнка зачисляют в первый класс. 

— У всех ли детей в вашей школе есть еврейские корни? 

— По законодательству, как государственная школа, мы не имеем права требовать и проверять свидетельство о рождении, где указана национальность. При этом нам очень важно, чтобы в школу приходили дети, которые хотят развиваться в еврейской культуре. 

Абсолютно со всеми учениками и их родителями, которые хотят к нам попасть, я провожу беседу. Это занимает очень много времени, но для меня важно, чтобы семья выбрала именно ту школу, в которой ребёнку будет комфортно во всех отношениях.

Я рассказываю, что ожидает детей в процессе обучения: ношение кипы, кошерное питание, иврит с первого класса, еврейские дисциплины. Объясняю, что в детском саду не будет Деда Мороза и Снегурочки. 

Это важно, чтобы люди не выбрали школу случайно, просто по внешнему виду: если окажется, что обстановка не соответствует ожиданиям, детей придётся переводить после начала учебного года, а это всегда травматично. Иногда родители хотят отдать к нам детей, просто потому что слышали, что у нас семейная атмосфера и хорошее образование, и после нашей беседы они уже могут принять взвешенное решение. 

Школа называется «Тхия», что в переводе с иврита значит «возрождение». Номер 1311 — отсылка к 13 ноября, дню рождения школы. Так как школа открывалась в 1991 году, здесь как раз подразумевалось возрождение культуры, традиций еврейского народа. Она создавалась для семей, которые уже не боялись заявлять о своей национальности и хотели, чтобы их дети росли в еврейской традиции. 

Фото: ГБОУ Школа № 1311 «Тхия»

— Что такое «еврейский компонент» в образовании? В чём он проявляется?

— В первую очередь, конечно, традиция у нас начинается с кашрута. Мы живём по еврейскому календарю: праздничные дни являются нерабочими и неучебными. Дети с первого класса изучают иврит, культуру и традиции еврейского народа. У нас много внеклассных проектов — например волонтёрское движение. Мы помогаем и хосписам, убираем еврейские кладбища. 

По пятницам у нас сокращённые уроки — для того чтобы каждая семья успела отметить Шаббат.

В зимнее время базовые уроки идут по 35 минут. Мы создали все условия для того, чтобы каждая семья смогла самоопределиться и самоидентифицироваться. Конечно же, семья сама принимает решение о соблюдении. А мы создаём такие условия, чтобы ребёнок традицию принёс из школы домой. 

Допустим, есть семья светских евреев. Они знают, что они евреи, но никогда не соблюдали традицию. А в школе ребёнок находится в среде: у него кошерное питание, по четвергам есть кружок «Кулинария народов мира», где дети пекут халы. В пятницу, особенно в начальной школе, детки, которые остаются на продлёнке, встречают Шаббат, зажигают свечи. Ребёнок это всё потом несёт в семью, просит маму: «Давай испечём халу». Конечно, хорошо, чтобы мама не отвечала на это: «Ой, мне некогда, муки нет, дрожжи уже старые». Очень важно, чтобы мама или бабушка поддержала такое желание ребёнка. 

При этом у нас достаточно много соблюдающих семей, которым важно, чтобы дети учились в светской среде. Этот формат сейчас очень конкурентен: у нас можно соблюдать традицию, но при этом ребёнок развивается в среде, приближенной к той, которая ждёт его за порогом школы. Нам важно, чтобы у детей не было проблем с адаптацией во внешнем мире. 

Ещё у нас есть проект музея «История народа через историю семьи». Он создавался семьями и сотрудниками и помогает ответить на вопрос: «Кто я?», самоидентифицироваться. 

— Как соблюдение еврейских праздников и традиций сочетается с государственными стандартами? Получается, у вас больше каникул, меньше учебных часов? 

— В основе обучения, конечно, федеральный государственный образовательный стандарт. Мы выдаём аттестат государственного образца и поэтому не имеем права отклоняться от нормативов. 

Но госстандарт достаточно вариативный. Да, есть обязательные предметы, но также вариативная часть и внеурочная деятельность, которая тоже формирует основную образовательную программу. Например, иврит проходит как второй иностранный язык. А культура и традиции еврейского народа хорошо включаются во внеурочную деятельность, считаются частью основной образовательной программы и являются обязательными для изучения. 

Что касается еврейских праздников — естественно, государством рекомендованы школьные каникулы. Учебный период длится именно столько недель, сколько положено по стандарту. При этом мы учимся по гибридной форме: в первом полугодии по четвертным каникулам, а во втором — по модульным. 

При этом есть важные праздники — например, Рош а-Шана. Суккот, Йом-кипур, — когда мы не можем учиться. У нас в учебном календаре эти дни обозначены как «Обучение с использованием электронных образовательных ресурсов». Что это значит? У детей в электронном дневнике есть задания, которые они должны выполнить. Соблюдающие дети выполняют эти задания тогда, когда у них будет возможность. Дистанционное обучение мы не вводим, чтобы соблюдающие и не соблюдающие дети были в равных условиях, чтобы никто ничего не пропустил. 

Ещё очень важный момент — когда перед праздниками на уроках традиции учителя рассказывают, как их отмечать. Например, перед Песахом мы обсуждаем, что можно есть, что нельзя. При этом накормить школу на 960 человек по особому меню на Песах невозможно.

Но представьте, если в этот период дети будут приходить в столовую и есть там хлеб, мучное, квасное, а мы будем говорить: «По традиции, конечно, не положено, и когда-нибудь вы её будете соблюдать. Но школа-то государственная, поэтому мы не соблюдаем». Вот это будет вообще катастрофа. Поэтому у нас на Песах дети тоже не учатся. В апреле есть государственные каникулы, и мы при помощи управляющего совета переносим каникулярный период на Песах. Там сдвигается одна неделя. 

В этом году мы попробовали покормить на Песах детский сад, там у нас всё-таки поменьше человек, и это реально. Дело в том, что у нас ведь государственный детский сад, и мы обязаны работать. В школе каникулы могут быть, а в детском саду — нет. Родители работают по календарю Российской Федерации и могут столкнуться с проблемой — куда деть детей? Если детсад создаёт такие проблемы, это не очень хорошо. 

Дети из строго соблюдающих семей в сад в Песах не ходят. Но больше половины воспитанников в этом году ходили, поэтому мы постарались их накормить по правилам: купили новую одноразовую посуду на каждый приём пищи, ножи, доски. Согласовали с нашим поставщиком меню. Мы решили тем самым очень важную проблему для родителей: им не нужно думать, что делать в эти дни с детьми. Мы стараемся минимизировать неудобства для семей, не нарушая еврейских традиций. Но вот 960 человек так накормить, конечно, уже трудно.

Фото: ГБОУ Школа № 1311 «Тхия»

— Есть ли какая-то особая подготовка для учителей к преподаванию в вашей школе? 

— Да, в этом году мы запускаем проект «Введение в традицию» для учителей. Дело в том, что многие новые учителя приходят из других школ и не имеют отношения к еврейской культуре. Нам важно познакомить их с ней, чтобы учителю было комфортно работать в школе и чтобы он не попал в неловкую ситуацию, общаясь с детьми и спрашивая что-то вроде: «Зачем это вы яблоки собираете?», «Почему ёлку не ставите?», «Что ещё за уши Амана?» 

У нас, кстати, был такой случай. В Пурим к нам пришла инспектор по работе с несовершеннолетними из МВД. Она провела для ребят лекцию и после вышла в коридор. А у нас на Пурим все дети и учителя наряжаются в костюмы. К ней подбегают ребята, начинают её трогать: «А ты настоящая? Ты настоящая?» Подумали, что она нарядилась в форму инспектора.

Я увидела, что она немного вжалась в стену и у неё в глазах вопрос: «А вы тут вообще нормальные?» Неподготовленный человек, попавший к нам извне, может испытать подобный культурный шок. 

Также в нашей школе есть занятия по ивриту и еврейской традиции для родителей. 

— Предусмотрено ли углублённое изучение общеобразовательных предметов? Может ли ребёнок определиться с направлением? 

— С первого по четвёртый класс — адаптационный период в школе. Нам очень важно привить любовь к школе, сформировать мотивацию к учёбе. В началке очень благоприятная для этого атмосфера: домашняя, радостная. 

Пятый класс — важное переходное время, и с него начинается немного другой формат. Вместе с родителями мы пришли к такой модели: в пятом классе дети обучаются теми же классами, что и в четвёртом. Но на таких предметах, как математика и английский язык, мы делим их по группам в соответствии с уровнем. 

А вот с седьмого класса происходит выбор вертикали. Есть математическая, лингвистическая и медиавертикаль.

Этот проект предоставляет город, он распространён по всей Москве. Существует единый стандарт, чтобы ребёнок, перейдя из одной школы в другую, мог без проблем продолжить обучение. Поступающие пишут единую по Москве диагностическую работу и по результатам зачисляются в соответствующую вертикаль. Мы понимаем, что к седьмому классу ребёнок уже попробовал очень много: скажем, в пятом-шестом классах дети программируют беспилотные летательные аппараты, решают задачи повышенной сложности по математике, по информатике. Дети пробуют и ищут себя и к седьмому классу уже более осознанно подходят к выбору вертикалей. 

В 10 и 11-м классах действует модель индивидуальных учебных планов. По стандарту положен минимум, чтобы получить аттестат о среднем образовании. А дальше ребёнок сам формирует учебный план, набирает предметы, которые он хотел бы углублённо изучать.

У нас есть, например, те, кто не изучает физику, химию, биологию. Им эти предметы не нужны для поступления в вуз. Вместо этого у них один предмет — естествознание, которого достаточно для аттестата. То же самое касается, например, географии. 

Для 10–11-х классов у нас предусмотрено понятие параллелей: дети ходят профильными группами на какие-то дисциплины. У кого-то, например, английский — профильный предмет, у кого-то — базовый. То же самое с математикой. И дети ходят на уроки своей профильной группой, изучая только те предметы, которые им нужны для вуза.

Это, кстати, модель лицея Высшей школы экономики. Я сама оканчивала в Вышке магистерскую программу «Управление образованием». Там я познакомилась с этой моделью, и она мне показалась очень актуальной для ребят старших классов, которые определяются с профессиональной траекторией. Она очень популярна среди детей, которые планируют продолжить учёбу за границей и им не нужно сдавать четыре экзамена ЕГЭ. Они сдают ЕГЭ только по математике и русскому языку и получают аттестат, и таким образом у них освобождается время для изучения иностранного языка например. 

— Куда поступают выпускники?

— Многие наши выпускники поступают в Высшую школу экономики. У нас с ними договор о сотрудничестве: наша школа является базовой школой Вышки, и нашим ученикам даются льготы при поступлении. Также популярностью пользуется МГИМО, Академия Маймонида РГУ им. Косыгина.

Очень многие идут в педагогические вузы, что тоже отрадно: статус профессии учителя поднимается, некоторые выпускники возвращаются к нам преподавать. Также поступают учиться в Израиль, в Германию.

Сейчас ещё одна заметная тенденция — выпускники приводят к нам своих детей. В этом году таких было шесть человек из выпусков разных лет. Очень ценно, что школа запомнилась им как второй дом и они хотят передать традицию. Мы очень гордимся тем, что у нас в школе есть такая семейная преемственность. 

— «Тхия» — это школа про образование или про воспитание? 

— Мне кажется, одно нельзя отделять от другого. У нас есть дошкольная группа, которая называется «Играя, обучаясь». На мой взгляд, это название в целом отражает философию нашей школы. Очень важно, чтобы дети приобретали знания в соответствии со своим комфортным внутренним состоянием. Им должно быть психологически комфортно в школе. Мы играем и обучаемся. У нас действительно очень праздничная атмосфера, но при этом мы хорошо учимся. У нас есть победители Всероссийской олимпиады школьников, Московской олимпиады школьников, золотые медалисты, высокие результаты по ЕГЭ и ОГЭ. Сейчас в Москве распространены независимые диагностики, которые отражают уровень знаний детей в соответствии с государственным стандартом. Эти диагностики показывают, что наша школа находится на высоком образовательном уровне. 

— Что пожелаете детям в новом учебном году? 

— Хочу пожелать верить в себя. Вера в себя позволяет преодолевать трудности и препятствия, которые возникают на пути к достижению целей, и идти по жизни с улыбкой и высоко поднятой головой. 

Подготовили Антон Вассерман и Аня Субич

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм