«Королева кубков», «Солнце» и «Колесница». Что еврейского в Таро?
Не противоречат ли прорицательские практики еврейским законам? «Цимес» вместе с колумнисткой блога Еврейского женского архива Софи Гурвиц разбирается, что к чему.
Ответ на этот вопрос, конечно, где-то есть — правда, как и в случае со многими другими, весьма неоднозначный. Для многих колода Таро с картами «Солнце» или «Повешенный» служит способом не столько предсказывать будущее, сколько изучать настоящее — своё отношение к каким-то событиям, свои чувства, мысли и психологическое состояние. Вроде медитации или психотерапии.
Карты Таро могут помочь лучше узнать себя, сработать как тест Роршаха — ведь то, как человек интерпретирует изображения, говорит о нём и его возможном ближайшем будущем куда больше, чем сами карты. Без интерпретации это просто картинки — важно лишь то, какие смыслы мы им приписываем.
И хотя для многих эти практики несут магическое значение, кажется, будто магия в этой истории вовсе не должна быть обязательным компонентом. Такой способ почувствовать связь с собственным «я» и с другими людьми ничем не хуже многих других. Зачастую люди даже не соотносят использование Таро со своим еврейством — как не думаешь об этом, когда привычно стучишь по дереву и говоришь «тьфу-тьфу-тьфу», обсуждая планы с друзьями. Еврейство здесь кажется совершенно иной сферой, хотя так считают далеко не все.
Да, Таро нельзя назвать традиционным еврейским занятием — но некоторые евреи находят способ переосмыслить чтение карт и другие прорицательские практики.
Например, раввин из Беркли Стивен Фисдель полагает, что Таро берут начало от древних каббалистических практик. Эзотерик, исследователь и автор книги «Каббалистическое Таро» Довид Крафчов предполагает, что, поскольку в колоде 22 старших аркана, столько же, сколько букв в еврейском алфавите, их можно интерпретировать с помощью еврейской нумерологии — гематрии. Его подход основывается на идее, что 78 карт представляют собой древо жизни и символизируют разные этапы судьбы человека, а также его взлёты и падения.
Нью-йоркское сообщество коэнет (коэны — еврейские священники, потомки первосвященника Аарона, которые выполняли служение в Иерусалимском храме. Коэнет — дочь коэна или женщина-коэн в либеральной общине. — Прим. «Цимеса») объединяет традиционные еврейские ритуалы с мистическими практиками единения с землёй. Коэнет Сара Чендлер чаще использует «Лунные карты» — колоду из 30 карт с абстрактными изображениями, пронумерованных по числу дней в месяце. «Я даю человеку выбрать три карты, выкладываю их перед ним и говорю: „Вот это ваше настоящее, это прошлое, а это будущее“. Затем я беседую с ним о картах. Это максимум, что тут есть от чтения Таро».
Бесконечное количество течений в иудаизме даёт нам бесконечное количество возможностей интерпретировать символы, которые мы видим вокруг, будь то карта Таро или строчка из Торы.
Но использование символов и метафор для интерпретации жизни всегда было очень еврейской практикой — начиная с толкований Торы, мидрашей, и заканчивая остроумными и часто провокационными представлениями на праздник Пурим, пуримшпилями, и ритуалами, связанными с седером на Песах. Коэнет Чендлер справедливо отмечает, что очень часто можно услышать, будто прорицания и галахический закон несовместимы, — но и в Торе, и в Талмуде можно найти много примеров, говорящих об обратном.
Так что, быть может, эти практики, в основе которых лежит саморефлексия и желание глубже познать мир, на самом деле вовсе и не противоречат еврейским практикам.
Подготовила Катерина Казарова
Фото в анонсе: Cottonbro/Pexels