Талибы взяли верх: что теперь станет с последним евреем Афганистана
Евреи жили на этой территории около 2000 лет — увы, кроме последних десятилетий. В стране оставался лишь один человек с еврейскими корнями. Кто он и что теперь с ним будет?
После того как Афганистан оставили американские войска, страну окончательно заняли представители движения «Талибан»: накануне Кабул покинул президент страны, которая теперь станет Исламским Эмиратом, а в медиа разлетелись фото переполненного мирными гражданами аэропорта столицы.
Последнего еврея Афганистана зовут Забулон Симинтов (или Симантов, как иногда транслитерируют его фамилию). Ему 61 год, и ещё в апреле этого года он рассказывал СМИ, что больше не будет жить в стране. Её на тот момент только планировали взять под свой контроль талибы, и свой отлёт Забулон намечал на осень — сразу по окончании серии важных еврейских праздников.
Дело в том, что после 20-летнего пребывания в Афганистане американцы начали покидать свои военные базы — и это связано со вступившими в силу договорённостями между администрацией бывшего президента Штатов Дональда Трампа и талибами, заключёнными ещё в 2020 году. Помимо военных страну покидают американские дипломаты, афганские союзники США, сотни мирных жителей и даже президент Афганистана Ашраф Гани. Купил ли свой билет на самолёт единственный еврей страны Забулон Симинтов — пока неизвестно.
Талибы не первый год наводят свои порядки в Афганистане. С переменным успехом они доминировали в тех или иных регионах, запрещая девушкам учиться, разрушая синагоги и вводя строжайшие правила шариата. Несмотря на насилие и беспорядки, Забулон Симинтов всё это время оставался в стране — чтобы следить там за последней синагогой, которая находится в Кабуле. Теперь, после его отъезда, синагога прекратит свою работу. Последний еврей Афганистана направится в Израиль — туда, где с 1998 года живут его жена и две дочери.
«Я защищал синагогу в Кабуле, как еврейский лев, — говорил Забулон ресурсу Arab News, добавляя: — Я буду смотреть телевизор в Израиле, чтобы узнать, что происходит в Афганистане».
Раньше, по данным СМИ, Забулон Симинтов торговал коврами и ювелирными изделиями. Он родился в городе Герате — своеобразном местечке афганских евреев. Со временем Забулон переехал в Кабул, а оттуда бежал в Таджикистан, где, вероятно, встретил свою жену.
Вскоре после того как Забулон вернулся на родину, он остался одним из двух последних евреев Афганистана — второго звали Исаак Левин. Вдвоём они переселились в заброшенную синагогу.
Через некоторое время между мужчинами возник конфликт, и Левин написал на Забулона донос талибам. Те вызвали на допрос обоих, обоих же избили, но всё же выпустили на свободу.
В 2005 году Левин умер, и Забулон остался в своей синагоге один. «Я по Исааку не скучаю и по-прежнему глубоко его ненавижу, — хмыкает он. — Но наше противостояние давало смысл бытия. Когда я умру, кому достанется синагога? Кто отвезёт моё тело в Израиль и похоронит там по законам моей религии?»
Конфликт Забулона и Исаака вдохновил американского драматурга Джоша Гринфилда на создание пьесы, которую он назвал «Два последних еврея в Кабуле» (англ. «The Last Two Jews of Kabul»). Произведение поставили на сцене нью-йоркского театра в 2002 году.
Несмотря на некий экзистенциальный кризис, Забулон рассказывал журналистам, что положение его полностью устраивало:
— Мне и тут отлично живётся. Соседи здороваются, иногда еду приносят. Всегда спрашивают, как дела. Денег не дают, афганцы бедные. Посылки с продуктами приходят от еврейских организаций. Скучно, конечно. Моя жена и дочери в Тель-Авиве, но сам я туда не поеду: мне в Кабуле нравится.
В Израиле миллионы евреев, а здесь я единственный, стал известным человеком, словно ваш этот… по телику в Узбекистане его видел… О, Киркоров!
На что живу? Ну, вот вы пришли, принесли водку, а обычно я с иностранцев за интервью деньги беру. Недаром в Афганистане англичан не любят, среди них такие гады попадаются. Одна съёмочная группа из Лондона обещала мне 300 долларов за разговор, а потом заплатила только 10. Я взял палку и по двору их гонял.
В той же беседе Забулон с помощью переводчика описывал свои впечатления от Москвы и синагоги на Китай-городе:
Откуда в Афганистане взялись евреи? Комментарий специалиста
«Евреи на территории Афганистана живут примерно с VII–VIII веков. В основном они были горожанами, занимались торговлей и ремёслами; афганская община сформировалась внутри большой общности персидско-центральноазиатских евреев-сефардов. Как и в остальных странах Центральной Азии, афганские евреи были довольно-таки интегрированы в местное общество. Из ограничений на них распространялся лишь специальный налог на иноверцев — джизья, и то не всегда.
Ситуация кардинально изменилась в XX веке. Начиная с двадцатых годов еврейскую общину ограничивают в правах, облагают всё большими налогами. Евреи стали покидать Афганистан, несмотря на то, что до 1952 года выезжать из страны им было запрещено, так что приходилось бежать тайно, через Индию. С началом Гражданской войны в 1970-х годах в стране усилился исламский фундаментализм, что ещё сильнее подстегнуло массовую эмиграцию евреев. К моменту падения просоветского правительства Наджибуллы в 1992 году в Афганистане практически не осталось представителей еврейской общины — почти все евреи уехали, в основном в Израиль и США».
— Сергей Ляшко, искусствовед-востоковед
Подготовили Арина Крючкова и Алина Фукс
Читайте также: