Должно ли у женщин быть право на аборт? Мнение раввина
В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Спросили раввина города Обнинска Арона Головчинера о том, что иудаизм думает об абортах
— Аборты — очень сложная тема для иудаизма. Ведь решение об аборте затрагивает жизнь ребёнка, матери и всех окружающих. Женщинам и семьям, столкнувшимся с подобным выбором, следует обратиться за советом к раввину, чьё мнение для них авторитетно.
Самый сложный вопрос — является ли избавление от плода убийством с точки зрения Торы? С одной стороны, ребёнок считается человеком с того момента, когда ему удалось хотя бы частично покинуть тело матери. С другой, популярно мнение, что, пока плод находится в материнском теле, он является его частью.
Вообще, иудаизм считает, что душа входит в человека поэтапно на протяжении жизни. Этот процесс, согласно некоторым источникам, начинается уже в момент зачатия.
Данный вопрос, например, обсуждается в Талмуде, в трактате «Санхедрин» — есть там такой известный спор между рабби Иегудой а-Наси и императором Антонином.
У разных раввинов будут разные мнения на этот счёт. Но, конечно, важно смотреть на конкретную ситуацию. При отсутствии дополнительных внешних факторов, о которых поговорим ниже, аборт дозволяется, только если жизни матери угрожает серьёзная опасность. В Вавилонском Талмуде даже написано, что если женщина испытывает страдания при родах, то можно разрубить плод и вынимать его по частям. Звучит жестоко, но мы знаем, что жизнь матери в приоритете, потому что ребёнок пока не родился.
В каких случаях можно прервать беременность? Обычно раввины, которые допускают прерывание беременности, рекомендуют делать это максимально щадящим способом — с помощью таблеток. Выделяют несколько периодов беременности: первый — от зачатия до 40 дней. В это время плод ещё не сформирован, у него нет отдельных органов. Это просто некий сгусток, если можно так выразиться. Большая часть раввинов склоняется к тому, что на этом этапе аборт возможен, если сохранение беременности влечёт за собой угрозу жизни или здоровью матери. Второй период — от 40 дней до трёх месяцев. В это время формируются внутренние органы. На этом этапе гораздо меньше раввинов одобряет аборт. Третий период — от трёх до семи месяцев — это почти сформировавшийся плод. Медицинская практика показывает, что начиная с шестого месяца недоношенного ребёнка возможно выходить. На этом этапе раввины запрещают делать аборты без особых показаний.
Но ведь зачастую женщина хочет прервать беременность просто из-за нежелания иметь ребёнка. В этих случаях раввины запрещают аборт, поскольку для него, с точки зрения иудаизма, нет достаточных оснований.
Плод — это в какой-то степени человек, поэтому прерывание беременности будет убийством ради прихоти.
Какие же основания для аборта приемлемы? Например, внутриутробная болезнь, когда мы точно знаем, что ребёнок не выживет или будет нежизнеспособен. С другой стороны, при болезнях вроде синдрома Дауна раввины советуют не прерывать беременность. Несмотря на определённые нарушения, ребёнок с синдромом Дауна — самостоятельный человек, способный говорить и мыслить.
Ещё одна ситуация — возможные патологии. Например, мы знаем, что в какой-то период беременности женщина перенесла корь, краснуху или мононуклеоз — заболевания, которые могут вызвать тяжёлые нарушения у плода. Существует определённая вероятность такого исхода, но она не стопроцентна. Поэтому часть раввинов рекомендует не углубляться чересчур в исследования — впав в сомнения, человек может окончательно растеряться. Другие раввины, наоборот, считают, что осведомлённость поможет принять верное решение.
Если женщина при серьёзном заболевании принимает препараты, которые могут навредить плоду, раввины рекомендуют продолжать принимать лекарства: ведь жизнь матери важнее, чем жизнь плода.
Речь идёт в первую очередь об онкологии и химиотерапии. Если же от лекарства можно отказаться на время беременности, то предпочтительней это сделать.
Если беременность — следствие изнасилования, раввины могут посоветовать сделать аборт с помощью таблеток на начальном этапе. Если женщина забеременела от запретной связи — например, изменила мужу, — некоторые раввины также разрешают прервать беременность на ранних сроках. Однако большинство запрещает аборт в таких ситуациях — что случилось, то случилось, это не повод убивать ребёнка.
Некоторые раввины могут порекомендовать аборт в случае психической болезни матери, когда очевидно, что роды могут усугубить ментальные нарушения. Но таких раввинов опять же будет относительно немного — и здесь обязательно потребуется медицинское заключение квалифицированного специалиста. Вообще, во всех перечисленных случаях мнение врача играет решающую роль, и женщине важно предварительно консультироваться с большим количеством врачей. Если врач достаточно профессионален, раввин не оспаривает его мнения.
При этом не стоит забывать, что врач также несёт ответственность: с точки зрения иудаизма, он фактически становится убийцей, если делает аборт без показаний, не прислушиваясь к рекомендациям раввина.
В любом случае окончательное решение всегда за женщиной.
Чем меньше срок беременности, тем больше будет раввинов, лояльно относящихся к аборту. В отличие от других религий, иудаизм смотрит на аборты максимально прагматично, однозначно не запрещая и не разрешая их. Но важно помнить, что убийство — страшный грех, поэтому нужно подходить к решению осторожно и внимательно, не действуя из прихоти.
Записала Соня Назарова
Согласны ли вы с мнением раввина?