Хороший детский садик за 5000 рублей в месяц: как отдать ребёнка в еврейский сад в Екатеринбурге
Нужно ли соблюдать традиции, чтобы попасть в еврейский сад, какие документы следует подготовить, чем там кормят и чему учат. Обо всём этом «Цимесу» рассказывает Дарья Куринец, райтер, специалист по SMM и мама маленького Марка из Екатеринбурга
— Мы — Серёжа и Даша, родители Марка, которому почти четыре года.А ещё мы давно и довольно крепко связаны с еврейской общиной Екатеринбурга — заметная часть нашей работы и ежедневных разговоров связана с еврейством. Так что споров, куда отдать Марка, у нас не было, мы сразу решили, что ребёнок будет ходить в еврейский детский сад. Всё это нам знакомо и близко, такой сад — это продолжение нашей общинной истории, органично вплетённой в семейную. Единственный нюанс, который важно было уладить: в каком возрасте начинать? Я хотела пораньше, а Серёжа — попозже. В итоге мы отдали Марка в сад пораньше, чтобы мне было удобнее работать.
В Екатеринбурге есть хорошие частные нееврейские сады, и в один из них я бы тоже с радостью отдала сына. Но, во-первых, мы столько не зарабатываем, а во-вторых, очень неудобно ездить (когда Марк достаточно подрос, машины у нас ещё не было). Тот сад, который мы выбрали, в получасе ходьбы от дома, а на машине это всего семь минут — что гораздо приятнее часа на общественном транспорте зимой с полусонным ребёнком.
Мы довольно светская семья, почти ничего не соблюдаем, но наши корни важны для нас. Мы разговариваем о традиции и культуре, у нас и у наших родителей дома стоит всякая еврейская атрибутика. Единственный «еврейский» спор, который был у нас в семье, произошёл на тему обрезания: Серёжа очень переживал, что восьмидневный Марк для такого слишком маленький.
Но это была скорее родительская тревожность, нежели отрицательное отношение к самой заповеди.
Когда Марк был совсем маленький, мы собирались с нашими родителями в пятницу вечером, но это был не ортодоксальный Шаббат со свечами и кидушем (хотя свечи мы всё же иногда зажигали), а просто семейный ужин. Со временем пришлось перенести его на субботу, так как в пятницу мы перестали что-либо успевать.
Марк знает, что Шаббат наступает в пятницу вечером, и напоминает, что нужны свечи, халы и кидуш.
Теперь наш сын ходит в еврейский детский сад «Ор Авнер» от движения «Хабад» — он расположен в том же здании, что и одноимённая школа, в которой училась я. Сад открылся, когда я была в седьмом классе, а когда училась в институте, мои друзья постарше уже начали отдавать туда своих детей — и были очень довольны. Знаю, что со дня основания садика там работает талантливая методистка, которая делает очень классные штуки.
Так как сад «хабадский», для поступления туда нужны документы, подтверждающие еврейство по материнской линии. Из-за того что я училась в еврейской школе и меня там знают, нам просто сказали: «Не забудьте подвезти еврейские документы, чтобы освежить архивы». Мы привезли свидетельства о рождении, подтверждающие еврейство по материнской линии, ну и свидетельство Марка, конечно.
Стоит наш сад так же, как государственный: около 5000 рублей со всеми кружками, логопедом и т. д.
Питание кошерное. Расписание у нас примерно как в обычном садике, но с выходными есть нюанс. Мы отдыхаем две недели на Песах и во все еврейские праздники — будьте к этому готовы, ведь для российского гражданина это обычные трудовые будни. К сожалению, есть и минусы — много лет идёт разговор, что сад и школу разделят, построят для них отдельные здания с бассейном, но этого не происходит. Садик ветшает, и зимой мы приходим утеплять окна (что страшно меня раздражает). Детские площадки тоже в плохом состоянии — они не ремонтировались с момента моего выпуска из школы, а это уже 14 лет.
Группа у Марка в садике небольшая: сейчас это около 10 человек, потому что к ним временно присоединили малышей до трёх лет (из-за пандемии и лета полноценные группы малышей не набираются). С сентября Марк перейдёт в группу с ребятами своего возраста, и их снова станет шестеро. Воспитательница Марка — совершенно русская тётенька Маргарита Германовна (или «Магаита Гемановна» в исполнении детей). Она очень добрая и приятная, мы с Марком её очень любим. Сейчас она в отпуске, и за ребятами три недели присматривает нянечка — сын скучает, переживает и не спит днём.
Не обязательно быть соблюдающей семьёй, чтобы твой ребёнок ходил в «хабадский» детский сад нашего города.
В нашей группе соблюдающих детей нет вообще, а в старшей их трое — они классные ребята, Марк с ними дружит, и им комфортно вместе. Разумеется, в этот же сад ходят и дети нашего раввина. Когда Марк был помладше, он постоянно снимал свою кипу, а одна из воспитательниц настаивала, чтобы он её носил. Я сказала ей, что до трёх лет ребёнок не обязан соблюдать заповеди, и все расслабились. К слову, сейчас у Марка красивая кипа, которую привёз наш друг из Израиля, и она ему нравится (конечно, это не отменяет того, что периодически он её куда-то бросает и потом находит в разных уголках).
По моим ощущениям и наблюдениям, Марку очень нравится в садике: он активно участвует в праздниках и развлечениях, любит петь ханукальные и пуримские песни, встречать в саду Шаббат. Мы считаем, что сделали правильный выбор.
Записала Настя Венчикова
Больше интересного на «Цимесе»: