«Когда ты живёшь в Питере, всё похоже на бесконечный Шаббат»: истории о том, как встречают субботу в Питере, Берлине и Москве

12 ноября, 2021
Читать: 6 мин

Пойти в квир-бар, встретиться с друзьями, печь халы или читать стихи? Зачем выбирать! «Цимес» собрал истории о том, как отмечают Шаббат современные молодые евреи и что об этом думают

Анна Кобринская

Jewish educator, бакалавр иудаики РГГУ
Москва

Анна Кобринская. Фото из личного архива
Анна Кобринская. Фото из личного архива

— Моя семья всегда была довольно светской, но какие-то традиции мы всё равно сохраняли, например, у нас всегда была маца на праздник Песах и ханукальные свечи, а периодически и Шаббаты. Я тогда была очень маленькой, поэтому первые Шаббаты помню только по свечкам. Молитв никаких не читали, но все прекрасно понимали, зачем всё это делается.

Первые осознанные Шаббаты у меня были в еврейских лагерях. В первый раз я не ела ничего, кроме халы и колы. А еще тогда меня впервые накрасили.

Шаббатон школы ОРТ. Фото: Олег Любарский
Шаббатон школы ОРТ. Фото: Олег Любарский

Сейчас я не могу представить свою жизнь без празднования Шаббатов. Последние годы я или ходила в синагоги, или встречала дома, или у друзей. Причем даже если это были обычные вечеринки «Мойше Хауса» или «Гилеля», шаббатняя часть все равно присутствовала. И вести Шаббаты я люблю. Я даже в поездки беру с собой баночки, которые мне понадобятся для ритуала. Люди, конечно, странно смотрят, но это не важно.

Сейчас я в Иерусалиме, и три моих последних Шаббата идеально описывают все мои прошлые экспириенсы: Шаббат, на котором я рассказывала, как его встречают, Шаббат в ортодоксальной семье и Шаббат, на котором я была гостях у своего троюродного брата, который скорее светский и соблюдает традиции, и его барышни, которая воспитана ортодоксально. Для них было важно все начать с кидуша и зажигания свечей, без этого они Шаббат не проводят.

Александр Изаксон

Разработчик программного обеспечения
Берлин

Александр Изаксон. Фото из личного архива
Александр Изаксон. Фото из личного архива

— Так получилось, что последние три года я живу на два города: Берлин и Москву. В Берлине я работаю и провожу большую часть своего времени, а в Москву приезжаю не так часто, но всегда к друзьям и чтобы хорошо отдохнуть. Не скажу, что в Берлине мне одиноко, но мне пока так и не удалось найти там «свою» общину и синагогу.

Я решил эту проблему отсутствия своих тем, что отмечаю Шаббат довольно нетрадиционным способом. Мои коллеги, кажется, до сих пор не знают, что я вообще придерживаюсь еврейских традиций, — я это никак не афишировал. Я не стесняюсь, просто не было ситуаций, когда моя работа мешала соблюдению чего-то. У нас бывают частые отпуска по собственному желанию, мы не работаем по субботам, и всё как-то спокойно.

Единственное, что они знают, — каждую пятницу я люто отрываюсь. Но разве не все так делают?

В Берлине очень много возможностей оторваться: есть и клубы, и бары, и рейвы. Этим он вроде как и славится. Так вот каждую пятницу (этот день всегда у меня удалённый и, на мою удачу, без срочных задач), я ем халу из ближайшего магазина и пью немного вина. Я решил, что в Берлине я не очень порядочный иудей, поэтому молитв не читаю и после халы с вином бегу тусить.

Вот недавно был удивительный и самый дикий для меня Шаббат. Обычно я себе такого не позволяю, но в этот раз я чувствовал особый зов отдохнуть.

Александр Изаксон перед походом в квир-бар. Фото из личного архива
Александр Изаксон перед походом в квир-бар. Фото из личного архива

Я спросил у своего соседа-гея, нельзя ли у него одолжить что-нибудь экстравагантное.

Слово за слово, и я оказался весь в розовом, а на ушах висели розовые прищепки-серьги.

В районе Нойкёльн как раз открылся квир-бар после ковидного перерыва. Вход был бесплатный, и волею судеб я оказался одним из гвоздей программы по внешнему виду. Так что мне оставалось только пить и тусить, а если кто подходил поболтать — обязательно удивлять тем, что это лучший Шаббат в Берлине на моей памяти.

Павел Сориц

Поэт и бард
Санкт-Петербург

Павел Сориц. Фото из личного архива
Павел Сориц. Фото из личного архива

— Весёлые Шаббаты — это всегда ко мне. Честно, я не понимаю, зачем обязывать других людей праздновать его по строгому сценарию? Халу можно откусить, запить виноградным соком и побежать, напевая приятные сердцу мелодии.

В моей семье все всегда жили по традициям, возможно, поэтому мне это так претит сейчас. Я собираю безбашенные квартирники, мы играем на гитарах и поём. А что ещё надо для ощущения праздника?

Когда ты живёшь в Питере, всё похоже на бесконечный Шаббат.

Когда я начал скитаться, я вообще хотел отбросить от себя все эти еврейские штучки, но потом встретил прекрасную еврейку, которая поработила мой разум. Мы давно не вместе, но образ шаббатних посиделок так глубоко засел в моей памяти, что я без этого просто не могу жить. Всё очень просто — мы с друзьями печём халу и покупаем столько алкоголя, сколько в нас не уместится. Молитвы мы не читаем, зачем коверкать своими глупыми языками такой святой язык. Вышли из положения иначе: читаем друг другу стихи.

Стихи эти как раз описывают моё отношение к Шаббату, они про дружбу, про любовь, про радость и веселье. Наверное, когда-нибудь я придумаю свои шаббатние традиции, но пока мне достаточно этого.

Записала Соня Назарова

Читайте также:

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы — русскоязычные евреи, живущие в России. Мы знаем, что мы евреи, но пока ещё не разобрались, что это на самом деле значит сегодня — быть евреем.

Чтобы понять это, мы изучаем, что думали про это наши предки, разбираемся, как еврейская культура, религия, традиции и сообщество проявляются в нашей жизни — и ежедневно рассказываем о нашем опыте и открытиях.

Жизнь современных евреев