Как отличить еврея по цвету халата и другие факты о бухарской общине
Почему бухарские евреи красили ткани в синий цвет и шили подкладки для халатов так, чтобы было видно фабричное клеймо, откуда у них самогонные аппараты и как они сохранили шапки с персидских миниатюр? «Цимес» нашёл и пересказал самые интересные факты об истории, культуре и одежде бухарских евреев в лекциях, которые читали специалисты по этим темам для проекта «Эшколот»
Лекции об истории и культуре бухарских евреев для проекта «Эшколот» (при поддержке фонда «Генезис») читали израильский востоковед-иранист Владимир Месамед, сотрудник Российского этнографического музея Татьяна Емельяненко и искусствовед Григорий Казовский.
Бухарские евреи — часть иранского еврейства. Но это не точно
Иранское, или персидское, еврейство возникло примерно в VIII веке до нашей эры, это время Вавилонского рассеяния.
Существует несколько теорий, откуда взялись бухарские евреи. Если грубо свести их к двум, то одна заключается в том, что бухарские евреи — это часть иранского еврейства.
Было время, когда все евреи мира жили в составе одного государственного образования — Ахеменидской державы, которую основал персидский царь Кир.
Кстати, он был единственным царём, который в еврейских хрониках называется помазанником Б-жьим, — единственным, кто вошёл в историю в таком качестве. Почему его так уважали? Кир издал декрет, в котором разрешил евреям вернуться в места традиционного обитания, отстраивать захваченный Иерусалим.
Ахеменидская держава была большая и простиралась от Ливии вплоть до реки Инд, по территории современных Турции, Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Египта, Пакистана, Афганистана, Ирана, Ирака, Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Армении и Грузии.
Внутри этого государства евреи могли свободно перемещаться — и так некоторые из них оказались в Центральной Азии, на территории, которая позже отделилась от остального иранского еврейства.
Вторая теория — в целом менее популярная, но получившая поддержку в том числе среди тех исследователей, кто сам происходит из бухарских евреев, — заключается в том, что евреи Средней Азии — автохтонные. То есть её последователи считают, что была в Средней Азии какая-то своя народность, которая в какой-то момент приняла иудаизм, — в отличие от идеи, что евреи пришли из Израиля через Иран и осели в этих местах. Похожая теория, кстати, объясняет существование эфиопских евреев.
Как появились бухарские евреи?
До XVI века существовало единое иранское еврейство, куда входили евреи Центральной Азии, Афганистана и Ирана. Потом произошло обособление, связанное с внутренними процессами в тогдашнем Иране. В результате евреи из Самарканда и Бухары оказались в составе государства кочевых узбеков. Это были страны-антиподы, контакты оказались невозможны или затруднены, и так евреи Ирана и Центральной Азии стали обособляться. К XVIII веку из единой иранской еврейской группы образовались три — иранские, центральноазиатские и афганские евреи.
Термин «бухарские евреи» тоже спорный, с ним не согласны те, кто не считает Бухару главным культурным центром Средней Азии. Однако название стало укореняться в 1930-е годы, когда решили отойти от существовавшего тогда термина «туземные евреи», или, как их называли в некоторых узбекских учебниках и документах, «маленькая нация». Тогда и был предложен вариант «бухарские евреи» — не по городу, а по государственному образованию, Бухарскому эмирату, на территории которого эти евреи жили.
Как жилось евреям в мусульманской среде?
История бытования маленького еврейского меньшинства в традиционном мусульманском обществе, конечно, непростая.
Надо сказать, что евреи появились в Средней Азии ещё до исламизации этой территории. В зороастрийский период тоже были случаи истребления евреев, попытки их изгнать, но были и периоды, когда евреи были приближены к власти.
С воцарением ислама ситуация стала гораздо серьёзнее, особенно в периоды, когда обострялась веронетерпимость. Тогда происходили попытки исламизации бухарских евреев и вообще иранских евреев, такое случалось и в Иране, и в Центральной Азии вплоть до XX века.
И что, получалось?
В еврейских кварталах Самарканда, Бухары и других городов были места, где жили исламизированные евреи, которые на местном языке назывались «ни то ни сё»: ушли от иудаизма, но не полностью вошли в исламскую культуру. Часто эти люди были мусульманами только внешне и тайно продолжали исповедовать иудаизм, что причиняло им массу неудобств. С другой стороны, переход в ислам создавал огромное количество привилегий, спасал от наказаний, позволял занять новое место в обществе.
В тогдашних судах был обычай спрашивать подсудимого-иноверца, готов ли он принять ислам, и если тот соглашался, то его освобождали от наказания за преступление.
Известна история, произошедшая в 1625 году в Исфахане: там поймали нескольких еврейских старейшин и обвинили их в разных грехах и преступлениях. Из пяти обвиняемых четверо согласились перейти в ислам и были освобождены на месте, а пятый отказался — и его разорвали собаки.
А что изменилось?
После того как Средняя Азия была присоединена к Российской империи, возникло Туркестанское генерал-губернаторство, и территория Бухарского ханства, в том числе города, где жило много евреев, частично отошла к нему. После этих событий стал происходить отток евреев из независимого Бухарского ханства в новые города генерал-губернаторства, например в Ташкент, возросла численность общины Самарканда. Бухарские евреи считали, что в генерал-губернаторстве лучше условия.
Там отменили запреты для иноверцев, существовавшие в Бухарском ханстве, — они касались того, какими видами деятельности иноверцам можно заниматься, какую одежду носить. В губернаторстве евреи получили такой же статус, как у всех, и были очень этому рады. Тогда-то их и назвали «туземцами» — сейчас это звучит странно, но на деле они получили равные права с мусульманским населением.
А чем евреи занимались?
Бухарские евреи всегда жили только в городах, просто так сложилось — они занимались ремёслами и торговлей, поэтому деревенских общин не было. Они производили великолепного качества ткани, шёлковые, полушёлковые, хлопчатобумажные, узорные бархаты — не ткали, но были красильщиками.
Евреи сыграли большую роль в развитии искусства создания иката — узорчатой ткани, которую делают с помощью перевязывания нитей и особых способов окраски.
Поскольку яркую и богатую одежду евреи начали носить только после присоединения Туркестана к Российской империи, они старались скомпенсировать годы, когда это было им недоступно, и создавали шёлковые ткани с новыми яркими узорами — некоторые из них так и называются «еврейскими».
Важно, что евреи занимались крашением в синий цвет. В мусульманской традиции это было не принято. Синий для мусульман траурный цвет, а прикосновение к чему-то, что имеет отношение к смерти, считается нечистым. Так что синий носили только во время траура и никогда сами не красили ткани в этот цвет.
Этим занимались евреи — во всём мусульманском мире, не только в Средней Азии. Ведь для еврея синий — такой же цвет, как любой другой.
Поскольку зелёный получался путём смешения синего и жёлтого, для зелёного цвета тоже нужны были евреи. У таджиков было поверье, что зелёный носят только пари, мифологические существа, которые живут среди нас. Если пари увидят, что человек носит зелёное, они могут обидеться и причинить ему зло, и, чтобы не огорчить волшебных существ, таджики зелёное не носили. И даже сейчас редко можно встретить узбека или таджика целиком в зелёном.
А как выглядела их повседневная жизнь?
В 80-е и 90-е годы произошёл последний крупный этап миграции бухарских евреев в Израиль. Тогда музеи стали покупать вещи уезжающих, и выяснилось, что сохранилось очень многое — семьи часто целыми поколениями, сотни лет, жили в одних и тех же домах и не выбрасывали вообще ничего. Например, сохранилась купчая на дом 1863 года — на тюркском языке, принятом при дворе бухарского эмира, но с подписями на иврите, поскольку дом был еврейский и покупался у еврея евреем.
Одновременно выяснилось, что бытовая культура бухарских евреев практически не отличается от мусульманской бытовой культуры окружения. У них такие же вёдра для воды, чаны для плова, сосуды для вина и масла, металлические тарелки и красивые пиалы. Да, евреи исповедуют иудаизм, соблюдают заповеди, живут по еврейским законам и у них есть специфически еврейские ритуальные предметы. Кстати, поскольку они единственные среди окружающих народов употребляли спиртное — главным образом в ритуалах, для кидуша в Шаббат, во время трапезы на Песах, — то приходилось гнать водку, так что сохранились самогонные аппараты и характерные сосуды для водки, которых не было у соседей-мусульман.
Но в остальном евреи носили почти то же, что и другие, и в быту пользовались такими же вещами, особенно после 20–30-х годов, когда традиционный костюм вышел из употребления и бухарские евреи перешли на европейскую одежду. Однако нарядные шёлковые халаты хранили.
Бухарские евреи — очень консервативный субэтнос, сохраняющий приверженность традициям и обычаям вне зависимости от того, куда его заносит судьба.
Вплоть до сегодняшнего дня бухарские евреи, даже живущие в Израиле, носят амулеты, закалывают булавками швы одежды — от сглаза — и практикуют архаичные обряды, например символическое «наказание» кающегося грешника в Йом-кипур с помощью специальной плётки из ослиной кожи, а также носят тюбетейки, как мужские, так и женские.
Украшения тоже могут быть амулетами — например, не случаен подбор и расположение камней в серьгах или ожерельях. До конца 20-х годов еврейские женщины ходили в парандже, носили специальный чехол для косы и кольцо для носа (что? да!) с чёрным камешком от сглаза.
И что там с халатами?
Существовали древние законы, согласно которым евреи должны отличаться внешностью от мусульман, носить особые шапки, подпоясываться верёвкой, носить верхний халат бедной тёмной расцветки. Но не всё из этого соблюдалось, а переселившись на территорию губернаторства, где таких запретов не было, евреи стали такими же «туземцами», как все остальные, и с радостью начали носить яркие цветные одежды, часто в продольную полоску.
На Востоке одежда имеет особое символическое значение — чем богаче, тем престижнее, это вопрос статуса. Некоторые предметы одежды носят только в определённых ситуациях — например, сохранились мужские халаты, которые надевались только на Йом-кипур или только на свадьбу, и особые женские свадебные платки — не для невесты, а для гостей-женщин, — на которых вытканы или вышиты обереги.
Кстати, фабричное клеймо на подкладке халата, хорошо видное при ходьбе, — тоже признак еврейской одежды. Объясняется это интересным культурным различием. Дело в том, что в исламе существует огромный пиетет к надписям. В Средней Азии это доходило до парадоксов — например, англичане завозили ткани для чалм, тонкие, хорошего качества, но на краю было клеймо с латинскими буквами, и ткани поэтому не покупали. Также игнорировали и резиновые галоши, произведённые в советское время специально для среднеазиатских республик — очень удобные, практичные, типичной формы, с удлинёнными носами и без пятки. Их не покупали из-за фабричного клейма с кириллическими буквами на подошве.
Нельзя топтать ногами написанное — и неважно, на каком языке оно написано.
Евреи же относятся с пиететом только к тексту священному, написанному на иврите, — и поэтому, наоборот, среди них было в ходу сделать подкладку с заметным фабричным клеймом, мол, я богат и могу себе позволить покупать привозные ткани даже для подкладки.
И что, еврейский костюм совсем никак не отличается?
В 1872 году в Москве открыли огромную политехническую выставку — она должна была показать триумф империи, в том числе и предъявить общественности те народы, которые к ней присоединились. Там впервые показали экспонаты, относящиеся к бухарским евреям, например костюм, купленный в Самарканде: шапка, рубаха, штаны, халат, пояс, сапоги. Было трудно понять, чем этот наряд отличается от традиционного таджикского или узбекского костюма, так что устроители выставки добавили отличительные знаки — меховую шапку, тюбетейку и прядки волос, имитирующие пейсы.
Но на самом деле городское население среднеазиатских городов к тому времени уже не носило шапки, а носило чалму. Так что евреи выделялись не специальным еврейским фасоном шапки, а тем, что они вообще в них ходили. Чалму им носить было запрещено, да они бы и сами не стали, поскольку это символ принадлежности к исламу. Кстати, те евреи, что перешли в мусульманство, как раз чалму и носили.
Зато евреи Средней Азии сохранили персидский фасон старинной шапки, который со временем у окружающего населения исчез. Эта деталь персидского древнего мира, общая для всех тогдашних народов, сохранилась у бухарских евреев вплоть до начала XX века. Такие же шапки можно увидеть и сейчас на старинных персидских миниатюрах.
Подготовила Мария Вуль
Читайте также: