Уроки, суд и признание: как я пришла в реформистскую общину в Москве и стала еврейкой

8 июля, 2021
Читать: 10 мин

А вы знаете, что среди евреев есть и те, кто стали евреями, а не родились. Как это? Согласно еврейскому закону, евреем считается тот, кто родился от еврейской матери или принял иудаизм. Процесс перехода в эту религию называется гиюром.

Как правило, в странах бывшего СССР если евреи и приходят к религии, то выбирают ортодоксальные общины, в которых придерживаются религиозного мировоззрения в том виде, в котором оно сформировалось не один век назад. Тем не менее, в России нашлось место и другим течениям, которые многие считают более либеральными: например, реформистскому.

Действительно ли между этими течениями есть такая большая разница? Как принять иудаизм в реформистской общине? Будет ли Израиль тебя считать потом «настоящим» евреем? Хана Шато (Анна Шатохина), 33-летняя новая репатриантка из Иерусалима, рассказала «Цимесу», как проходила реформистский гиюр в Москве

— Впервые я пришла на воскресные занятия в еврейской общине, когда мне было восемь, а с 12 лет ходила на Шаббаты в «Гилель» — сначала в Пензе, откуда я родом, а потом в Москве. Но документов, подтверждающих еврейство, в нашей семье не было.

Девять лет назад, уже живя в Москве, я познакомилась с раввином Леонидом Бимбатом, но не знала, к какой общине он принадлежит, а год спустя начала общаться с ребятами из молодёжного движения «Нецер» и попутно знакомиться с реформистским иудаизмом. Оказавшись впервые на молитве, я подумала: «Я же всё это знаю с детства! Это всё моё, родное!» Благодаря людям, которые меня тогда окружали, я чувствовала себя в кругу семьи.

Я не могла себе представить, что всё зайдёт настолько далеко. Съездив на фестиваль «Пуримшпиль в Витебске», я начала ходить на праздники, организованные совместно с общиной «Ле-дор Ва-дор», а в 2015 году мне предложили поступить в Институт современного иудаизма, и я согласилась. Получить образование в сфере, которой я интересуюсь почти 20 лет, — отличная возможность! С этого момента я начала плотно участвовать в общинных и молодёжных проектах, волонтёрила — и поступила на программу гиюра.

Ханука в общине «Ле-дор ва-Дор» в Москве
Ханука в общине «Ле-дор ва-Дор» в Москве

Я давно знала, что такое гиюр, но раньше думала об этом в ортодоксальном ключе. Когда-то давно один мой знакомый отреагировал на эту идею так: «Ты хочешь выйти за религиозного еврея и нарожать много детей?!» К такому развитию событий я не была готова, передумала и даже попыталась отойти от еврейства совсем: работала на нееврейской работе, но там меня всё равно считали еврейкой — от бэкграунда не убежишь.

Шесть лет назад в реформистской общине я узнала о существовании альтернативного гиюра, но не спешила с решением. Мне было важно понять, насколько мои ценности совпадают с ценностями движения. Оказалось, что совпадают. Решающим толчком послужил разговор с подругой, которая сказала: «Попробуй, вдруг получится?» И я договорилась о встрече с раввином Александром Лысковым.

Процесс гиюра начался не сразу — моё дело открыли только через четыре месяца после первого разговора. Бейт-дин (раввинский суд, на котором экзаменуют претендента) мне назначили на декабрь 2017 года, и я ориентировалась на эту дату. Я посещала ульпан-гиюр — занятия в общине два раза в неделю: в пятницу вечером и перед субботним шахаритом (утренней молитвой). Мы изучали историю и традиции еврейского народа, строение литургии и особенности молитв.

Шахарит в лагере «Нецер»
Шахарит в лагере «Нецер»

Мне повезло, так как многое я уже знала, а что-то изучала параллельно в университете. Несколько раз мне предлагали пройти бейт-дин раньше, но я отказывалась, понимая, что не готова. И вот в декабре 2017 года, на Хануку, я стала полноправной еврейкой. Через несколько дней я окунулась в микву, и 30 декабря меня впервые вызвали к Торе как Хану бат Авраам (сомнений в выборе имени у меня никогда не было). Это было очень волнительно, в синагоге была моя мама.

Вообще, я очень счастливый человек, мне повезло с родителями. Они не задавали никаких вопросов, когда я сделала свой выбор, а просто поддержали меня.

Я проходила гиюр по призванию, не для того чтобы получить израильское гражданство. Но мне всегда было интересно — насколько страна, которую я люблю, примет меня, насколько мне будет комфортно здесь жить? И я решила попробовать: записалась на консульскую проверку на март 2020 года. Тут грянул ковид. Консул запросил пару документов, и я отправила их по мейлу. Летом мне позвонили, чтобы задать вопросы, — ответы на них я тоже отправляла по почте. А в ноябре мне сказали, что по моему делу есть положительный ответ, и в декабре, на Хануку (это для меня особый чудесный праздник, вы уже поняли), в моём российском паспорте стояла виза на ПМЖ.

Ровно через месяц я сидела в самолёте, летящем в Израиль. Я верю в Б-га и в то, что всё происходящее в нашей жизни — не просто так.

Реформистский иудаизм — это мой личный иудаизм. Я сама несу ответственность за свои поступки и делаю выбор в моменте, здесь и сейчас.

Во всех моих израильских документах написано, что я еврейка. Но если я правильно понимаю, ортодоксальную хупу мне не поставят (нельзя будет выйти замуж в рамках ортодоксального иудаизма. — Прим. «Цимеса»), да я к этому и не стремлюсь. В моём окружении довольно много религиозных людей, знающих мою историю. Они с уважением относятся к моему выбору.

С группой «Таглит» в качестве мадрихи (вожатой)
С группой «Таглит» в качестве мадрихи (вожатой)

Уровень моего соблюдения также базируется на личном выборе: что для меня сейчас релевантно, а что нет. Если я оказываюсь на Шаббат или праздники в гостях у соблюдающих друзей, я веду себя по законам этого дома. А в моём собственном доме, например, нет кошерной посуды, но я никогда не стану есть мясо с сыром — то есть соблюдаю формат кошер-стайл.

В Израиле, кстати, намного комфортнее соблюдать кашрут, и не только то, что касается еды. Если говорить о цниюте (законы скромности, распространяющиеся в том числе на одежду), как-то получается, что многие в Иерусалиме принимают меня за религиозную. Да, мой стиль одежды подходит под критерии цниюта, но я так одеваюсь просто потому, что мне так комфортно.

Моя дипломная работа была посвящена гиюрам в ортодоксальном и реформистском сообществах, и я много интересного услышала от людей и с той и с другой стороны. Были люди, которые меня спрашивали, «как пройти гиюр в реформе для репатриации». Я сразу прекращала диалог, потому что мой ответ (и ответ раввинов) на это — «никак!». Гиюр проходят не для этого.

Разница между реформистским и ортодоксальным гиюром, несомненно, есть, но она вовсе не в том, что один из них пройти «легко», а другой «сложно».

Довольно часто люди высказывают своё отношение к реформизму как бы через шутку. Иногда это бывает неприятно. Чаще всего «шутки» сводятся к «неевреям»«геям и лесбиянкам» и т. д. Это ещё можно пережить, но однажды, когда мой друг выдал: «А, да ты прошла ненастоящий гиюр!», мне стало по-настоящему обидно.

Здесь, в Израиле, у меня есть религиозные друзья, все они из разных уголков мира и принадлежат к разным течениям, но никто никогда не скажет мне ничего подобного. Наоборот, они интересуются, каково это — быть в реформистском иудаизме?

Я не люблю спорить и что-то доказывать, я предпочитаю говорить с собеседником на равных. У меня нет задачи переубедить человека, но всегда важно дать направление «на подумать». Как сказал когда-то один из моих друзей, впервые побывав у меня дома и открыв мой альбом с детскими фотографиями: «Ты больше еврейка, чем те, кто родился от еврейской матери!»

Я не знаю, что и как будет дальше, очень многое в моём сознании продолжает меняться до сих пор. Иногда я думаю: может, пройти ортодоксальный гиюр? Возможно, случится и это. Но пока у меня нет однозначного ответа. Бе-эзрат а-Шем (с Б-жьей помощью), когда у меня появятся дети, я буду растить их в еврейской традиции и поддержу любой их выбор.

Записала Настя Венчикова

Читайте на «Цимесе»:

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм