Каково быть женой раввина? Рассказывает рабанит Яэль Иоффе

6 июля, 2022
Читать: 8 мин

Рабанит Яэль Иоффе — председатель совета Волгоградского еврейского общинного центра. А ещё она адвокат, член Волгоградской межрайонной коллегии адвокатов. Кто такая жена раввина дома и в обществе? Сказывается ли раввинский статус на семейных отношениях? На эти и другие вопросы отвечает рабанит

— Я познакомилась с будущим мужем через шидух. Шидух — это сватовство при помощи посредников, шадханов, которые знают обе стороны. Они прикидывают, могут ли эти двое составить пару, предлагают провести первую встречу. Чтобы не терять напрасно время, после первой встречи стороны принимают решение: продолжать встречи или прекратить. Есть же, например, такая необъяснимая вещь, как антипатия, когда люди совершенно точно не подходят друг другу. 

Так вот, во время этих встреч у нас с мужем возник взаимный интерес, и в какой-то момент мы приняли решение пожениться. Тогда муж ещё не был раввином. Но, честно говоря, для меня это был вторичный вопрос: статус раввина для меня не был определяющим требованием к жениху. 

Мы оба уже были религиозными людьми. Мне было очень важно, что мы создаём еврейскую семью, которая будет основана на традиционных еврейских ценностях: желании воспитывать детей в традициях иудаизма, кашруте, законах миквы и т. д. Конечно, эти моменты для меня были основополагающими. 

Наша хупа состоялась в синагоге на Большой Бронной. В те времена это была единственная хабадская синагога в Москве — синагога в Марьиной Роще к тому моменту сгорела, а новый общинный центр ещё не построили.

Так что для нас это была, по сути, единственная возможность. Муж в тот момент работал шойхетом у рава Изи Когана, поэтому свадьбу сыграли в синагоге «по месту работы». Повторюсь, на тот момент у моего мужа не было статуса раввина. Но даже если бы он был, то церемония ни на йоту не отличалась бы от привычной, традиционной хупы. После свадьбы мы решили пожить в сильной еврейской общине и на полгода уехали в Израиль, в Цфат. Потом с разной периодичностью приезжали в Москву и вновь возвращались в Израиль.

Фото из личного архива

Где-то через год после нашей свадьбы раздался звонок от рава Берла Лазара. Он предложил нам отправиться в шлихут, «посланничество» в Россию.

Мы с мужем хоть и воспитывались в разных семьях, но оба выросли духовно в синагоге в Марьиной Роще. Муж также некоторое время там учился. Итак, раввин сказал «надо», и мы ответили «есть!». Согласились отправиться в шлихут. Это был 1996 год.

Таким же образом был выбран наш первый город. Рав Лазар предложил нам Казань, Самару или Нижний Новгород. Пока мой муж переваривал информацию, даже не успев посоветоваться со мной, рав Лазар сказал: ладно, вы поедете в Нижний Новгород. Так вот и решился этот вопрос.

Для мужа это был немного болезненный переезд, но он очень серьёзно относится к шлихуту, к общине, к понятию приобщения людей, поэтому о сомнениях не было и речи. 

Получилось так, что в Нижнем Новгороде муж фактически стал раввином города: организовывал молитвы, к нему обращались за советом, но официального статуса у него не было. Дело в том, что есть должность раввина — например, раввин какого-то поселения или образовательного учреждения. И есть диплом, смиха, который выдаётся человеку, сдавшему, так скажем, «раввинский минимум». В какой-то момент для общины стало важно наличие диплома, и Залман, мой муж, вплотную занялся этим вопросом. 

Я считаю, что ни должность раввина, ни наличие смихи никак не меняет отношений между мужем и женой. После того как мой муж стал раввином, я не стала называть его на «вы» или делать низкие приседания.

Может, я и утрирую, но это правда важно понимать. Что касается распределения обязанностей по дому, скажу так. Прежде всего, мы очень стараемся не тащить работу домой. Особенно когда есть маленькие дети: из-за кучи обязанностей мы и так проводим с ними не очень много времени. Понятно, что это не всегда получается: все аспекты нашей жизни так или иначе касаются жизни общины. Очень стараемся не приносить домой все эти «административные» дела. Наверное, по этой причине ни у меня, ни у мужа нет дома кабинетов — они у нас есть в синагоге. Мы живём не очень далеко от неё.

Фото из личного архива

В бытовом смысле всё-таки есть некоторое разделение. Приготовление пищи — это вроде как женская обязанность. Не могу сказать, что я какая-то суперкулинарка. Я умею готовить, но не получаю от этого особого удовольствия. Поэтому мы в семье стараемся решить вопрос питания совместными усилиями. Либо я сама готовлю, либо это делает моя помощница — это уже дело десятое. Конечно, муж считает, что когда я готовлю сама, то это супервкусно. Спасибо ему за такую оценку моих трудов, но честно признаюсь: я не так часто это делаю. Я больше ориентирована на деятельность вовне, чем внутри семьи. Хотя опять же много что знаю и умею по хозяйству. 

Когда дело касается так называемых «мужских обязанностей», я редко обращаюсь к мужу с вопросами вроде «давай, забей гвоздь, повесь полочку». Возлагать бытовые обязанности на мужа, у которого и так много работы, мне кажется неправильным. Я всегда старалась решать бытовые задачи сама или привлекать специалистов. Достаточно того, что наша деятельность даёт мне возможность комфортно благоустроить наш быт. Впрочем, в нашей семье решение домашних дел — вопрос личного побуждения.

Например, иногда мой муж готовит сам, по настроению: захотелось ему, он может на всю семью пожарить картошки.

Иногда мы стараемся привлечь к участию детей, как часть воспитательного процесса. 

А какими чертами должна обладать жена раввина в общественной жизни? Я считаю, что она должна уметь и хотеть постоянно учиться.

Если я хочу помочь мужу, облегчить его жизнь, а с другой стороны — сделать наше общее дело более ярким, то приходится овладевать новыми навыками.

Это и практические навыки, и навыки коммуникации. Например, в какой-то момент в 2000 году мы были вынуждены начать пользоваться компьютером. Тогда это всё было в новинку. Нужно было научиться — и мы научились. Ещё я научилась неплохо фотографировать, потому что это очень нужно. Я развила умение выстраивать композицию, мои фотографии появляются в еврейских календарях. Ещё это помогает мне ярче вести соцсети общины — эту обязанность я взяла на себя. Работа раввинской пары всегда бросает вызовы, но именно они выводят твою деятельность на следующую ступень. Похоже на эскалатор, который едет вниз, а тебе при этом нужно по нему подниматься. Чтобы сохранять свой статус, нужно двигаться вперёд, учиться и осваивать новое. 

Записала Соня Назарова

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм