«Идея о том, что люди свободны распоряжаться своим телом, — это фантазия». Раввин — о разделении людей по наличию прививки

9 июля, 2021
Читать: 6 мин

В еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. На этот раз мы впечатлились довольно своеобразным флешмобом антиваксеров, которые выбрали своим символом жёлтые звёзды Давида, и решением московских властей предоставлять больше возможностей привившимся горожанам — например, работать в сфере обслуживания или посещать рестораны без веранд. Как относиться к принудительному общественному разделению с помощью кьюар-кодов? Отвечает раввин общины «Таки да!» в московских районах Сокол и Аэропорт Борух Кляйнберг

— Наверное, ответом на ваш вопрос будет известный еврейский анекдот:

Либеральный еврей в Шаббат выходит погулять с сигаретой в зубах; гуляя, он приближается к пороховому складу. Часовой, строго:
— Курить запрещается!
Еврей:
— Ах, от этих предрассудков я избавился давным-давно!

Когда ты стоишь с сигаретой в зубах у порохового склада, то приходится с этим считаться, даже несмотря на стойкое убеждение, что курить в Шаббат — это твой святой выбор. Поэтому, признаюсь честно, на мой взгляд, разгоревшаяся жаркая дискуссия вокруг добровольно-принудительной вакцинации лишена какого-либо практического смысла.

Серьёзные испытания развеивают фантазии человека, опускают его на землю и заставляют смотреть реальности в глаза.

В частности, либеральная идея о том, что люди свободны распоряжаться своим телом и делать с ним всё, что им заблагорассудится, — это тоже идеализированная фантазия. Начнём с того, что человек не сам себя создал и не был творцом своего тела. Более того, достойной «эксплуатацией» тела занимается не только он сам, а ещё множество людей: врачи, семья, работодатели и, конечно, государство. Именно поэтому все вышеперечисленные категории имеют моральное право вмешиваться в решения человека в вопросах жизни и здоровья тела.

Но на самом-то деле мы, евреи, как никто знаем, Кто Настоящий Творец наших душ и тел. Поэтому очевидно, что ответы на вопросы, связанные с телом, следует искать в «инструкции по эксплуатации производителя», и она у нас с вами есть — это всем известная Тора. А там чёрным по белому написано: «Он будет лечиться и вылечится» (Шмот 21:19). Опираясь на эти слова, мудрецы Талмуда резюмируют, что лечит Вс-вышний, но право быть посредником в этом процессе было делегировано врачам.

Между прочим, из этой идеи, что не мы творцы своего тела, вытекает также запрет самоубийства, запрет вести жестоко нездоровый образ жизни и, что очень важно, запрет кремирования тела после смерти.

Поэтому, когда меня, как раввина, спрашивают об отношении к вакцинации с точки зрения традиции, я рекомендую прислушиваться к мнению лечащего врача, который вам уже помог и которому вы доверяете.

В этой связи, наверное, будет уместно упомянуть советы популярного мудреца Торы, по совместительству всемирно известного медика — Рамбама. Так вот, он ещё в XII веке говорил, что слово «бриут» (בריאות) — «здоровье» на иврите — это аббревиатура слов «Умерь гнев свой, уменьши еду свою и умножь движение своё»: «болем» (בולם) — «умерь», «рогзо» (רוגזו) — «гнев свой», «ямъит» (ימעיט) —«уменьши», «охло» (אוכלו) — «еду свою», «ве-ярбэ» (וירבה) — «и умножь», «тнуато» (תנועתו) — «движение своё». Обратите внимание, что всемирно известный врач и мудрец советует в первую очередь: «Умерь гнев свой!» Иначе говоря, Рамбам советует нам перестать ругаться и возмущаться по поводу того, что нам порой приходится не по душе, в нашем случае — по поводу кампании по вакцинации, ведь сам этот гнев вредит этому самому здоровью, о котором мы так печёмся.

Конечно, есть люди, которые имеют принципиальную позицию в этом вопросе и считают, что вакцинация вреднее и опаснее для здоровья, чем осложнения от коронавируса.

Для них это непоколебимое убеждение, принцип веры и смысл жизни. Ну что же! Люди имеют право иметь убеждения, но за убеждения, как известно, надо платить. В данном случае цена такому убеждению — поражения в правах (нет кьюар-кода), угроза потерять работу и, соответственно, потерять стабильный заработок.

Таким людям я рекомендую брать пример с евреев, соблюдающих традиции. Сколько раз бывало такое, что ради соблюдения субботы люди лишались работы, теряли большие деньги, упускали выгодные сделки! Или подвергались насмешкам или даже насилию за свой внешний вид. Не говоря уже о том, что наши предки на протяжении десятков поколений предпочитали смерть, чем публично изменить своей вере. Ведь именно благодаря нашим убеждённым предкам еврейский народ сохранился вплоть до сегодняшнего дня.

В общем, убеждения, за которые человек не готов платить, — это те же фантазии, а они при столкновении с реальностью развеиваются.

Конечно, кампания по вакцинации, которую развернули власти, не лишена недостатков и перегибов, наверное, её можно было бы сделать более разумной и гибкой. Но каждый действует так, как он умеет.

Пользуясь возможностью, хочу пожелать всем духовного и материального здоровья, чтобы те, кто вакцинировался, не имели побочных эффектов и не болели, а те, кто избегает прививок, не болели и не имели осложнений в случае наступления болезни.

Подготовила Арина Крючкова

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм