Не только «Хава нагила»: что такое еврейская музыка и где её слушать сегодня

19 октября, 2021
Читать: 9 мин

Академический хор, весёлый клезмер и каверы на израильских исполнителей: «Цимес» выбрал три московских еврейских коллектива и поговорил с музыкантами об их корнях и о том, почему они играют именно такую музыку

Еврейская музыка — это не только «Хава нагила»; этот мир намного шире и интереснее, и в нём уживаются такие, на первый взгляд, несочетаемые вещи, как распевание псалмов и современные поп-ритмы. На фоне всей еврейской музыкальной истории (со времён царя Давида, а то и раньше) стереотип «мальчика со скрипочкой» — сравнительно недавнее изобретение, и среди московских музыкантов можно найти людей, очень по-разному работающих со всем этим гигантским наследием. 

Один из самых известных ашкеназских жанров еврейской музыки — это клезмер, который исполняли по большей части весёлые оркестры со скрипками, кларнетами, контрабасами или тубами, а позже и аккордеонами.

Клезмерскую музыку играли на всех праздниках и торжествах в Восточной Европе с XVII века; этот бодрый жанр впитывал музыкальные нововведения и ничуть не устарел.

Сейчас под зажигательные мелодии можно потанцевать на концертах Moscow Klezmer Band. 

В XVIII веке новое религиозное течение — хасидизм — приносит евреям массу идей, в том числе мысль об активной духовной жизни в противовес аскетизму. Это находит отражение в самых разных областях жизни тогдашних евреев, и в музыке появляются новые мелодии — с повторением междометий и ударными инструментами. Сейчас хасидские традиции без их религиозной составляющей — часть репертуара Mostov Band.

Еврейские диаспоры, щедро рассыпанные по всему земному шару, перенимали музыкальные традиции у своих соседей. В синагогальной музыке множество заимствованных мелодий из нееврейских народных песен, а сегодня эти композиции сохраняет и возрождает Мужская еврейская капелла.

Moscow Klezmer Band

Фото: Moscow Klezmer Band
Фото: Moscow Klezmer Band

История Moscow Klezmer Band началась шесть лет назад, когда к Максиму Захаркину, основателю ансамбля, попал древний ближневосточный инструмент — дарбука. Максим рассказывает: «Первый состав ансамбля тяготел к музыке Ближнего Востока, с нами тогда играл кларнетист из Сирии, но он эмигрировал во Францию. Репертуар группы развивался и перевоплотился в музыку еврейских местечек».

Moscow Klezmer Band стремится к аутентичному звучанию, поэтому в ансамбле традиционный состав инструментов: скрипка, кларнет, баян, контрабас, дарбука, маршевый бас, барабан, медные — тромбон и труба. 

Клезмерскую музыку ансамбль любит за лиричность и веселые мелодии. Группа постоянно в поисках редкого, старинного материала.

«У нас большая коллекция книг и сборников с еврейской музыкой. Самая ценная книга коллекции — „Еврейская народная музыка“ 1936 года, составитель — Моисей Яковлевич Береговский. Ему удалось спасти и сохранить множество еврейских мелодий, он проводил фольклорные экспедиции в довоенный период».

Если вам нравится «Хава нагила» и «Семь сорок», Максим советует поискать записи начала и середины XX века, сделанные в США эмигрантами из Восточной Европы и Российской империи. Начните с этих имён: Нафтуле Брондвейн, Дэйв Таррас, Абе Шварц, Песах Бурштейн и Аарон Лебедев.

Где послушать: «Амфитеатр» МЕОЦа, книжный клуб «Гиперион», джаз-клуб «Союз композиторов»

Mostov Band

Фото: Mostov Band
Фото: Mostov Band

«Любовь к еврейской и израильской музыке возникла у меня в детстве. Я слушал и пел эти песни в летних лагерях. Но вообще мне кажется, что иврит и мелодика старинных песен всегда были внутри меня, на генетическом уровне», — говорит Михаил Мостов, основатель группы. Mostov Band исполняют и народные еврейские песни, и израильские — от классических «Шалом алейхем» и «Адон олам» до современных песен из репертуара Идана Райхеля, Йосси Азулая, Бенни Фридмана, Йонатана Рацеля. 

«„Хава нагилу“ я раньше много исполнял, потом долгое время мне казалось, что она уже слишком запетая, даже мысли не было её петь. Совсем недавно мы попробовали обновить эту песню, создали собственную аранжировку, и получилось так, что теперь это один из основных наших хитов. Под неё начинает танцевать и петь зритель любой национальности», — рассказывает Михаил.

Коллектив существует около восьми лет, за это время Михаил приглашал к сотрудничеству разных музыкантов: «Наш основной состав сложился около трёх лет назад. Несмотря на то что все мои музыканты играют в разных коллективах и имеют собственные проекты, я в первый раз за долгое время могу назвать нас группой. Это Анна Бёме — клавиши и бэк-вокал, Джо Таранов — контрабас, Дмитрий Игнатов — бузуки и блул, Антон Образцов — ударные и перкуссия, и я, Миша Мостов, — вокал. У нас есть своё звучание, стиль, мы по-своему аранжируем песни. Выбором материала и всеми организационными моментами занимаюсь я, а над песнями на репетициях работают все — мы играем, слушаем, обсуждаем».

Mostov Band делают любопытные мультикультурные концерты: «Часть песен мы по очереди поём с приглашённой вокалисткой или вокалистом. Они исполняют песни своей музыкальной культуры, мы объединяем их в композиции, где одна песня перетекает в другую. У нас было несколько славяно-еврейских и армяно-еврейских концертов, а также индийско-еврейские и африкано-еврейские композиции, где абсолютно разные песни сливаются в единое звучание».

Где послушать: Московский еврейский общинный центр — 26 октября там состоится концерт в честь 35-летия Михаила, клуб-ресторан «Шагал».

Московская мужская еврейская капелла

Фото: Московская мужская еврейская капелла

Московская мужская еврейская капелла— это не только музыкальное, но и историческое явление.

В 1988 году в Москву впервые приехали главный кантор синагоги на Пятой авеню — всемирно известный Йозеф Маловани, раввин Артур Шнайер и директор американского фонда «Джойнт» Ральф Гольдман. Делегация направилась на приём к Горбачёву с предложением воссоздать в СССР дореволюционную еврейскую жизнь. Горбачёв настороженно отнёсся к этой инициативе, тогда Маловани предложил начать с музыки и восстановить мужской хор, который когда-то работал в Хоральной синагоге.

Александр Цалюк тогда учился в музыкальном училище при Консерватории, а его дедушка много лет читал молитвы в синагоге, был там бааль тфила ведущим молитвы. Он и предложил Александру стать художественным руководителем хора. В 1989 году в хоре были только дедушки-ветераны — непрофессиональные музыканты, обычные посетители синагоги. Они не могли читать ноты с листа, но пели с душой.

Есть такое слово идишкайт («еврейский дух») — оно про тех дедушек. 

Сначала репертуар хора состоял из простых субботних песен, а потом добавился материал, предоставленный кантором Маловани. Тогда Александр стал приглашать в хор своих друзей из Консерватории, молодых музыкантов. «В подвале Ленинской библиотеки были коробки, опломбированные сургучными печатями, там хранились материалы, изъятые в сталинское время у еврейских общин. Оттуда достали дореволюционные партитуры и рукописи нот, которые использовали певцы в начале века. Маловани попросил снять копии, за блок сигарет „Мальборо“ работник библиотеки сделал ксерокопии темно-зелёного цвета. Эти ноты музыканты хора называют „из серии ‘Гринпис’“», — вспоминает Александр.

Сейчас рукописи хранятся у него дома: «Я списывал с этих отдельных листочков произведения в партитуры, то есть создавал партитуры, ни разу не звучавшие с тех времён. Хор до сих пор поёт по этим нотам».

Где послушать: можно договориться и прийти на репетиции хора в синагогу на Поклонной горе или на выступление в религиозно-культурном центре  «Жуковка», при поддержке которого хор сейчас работает. Скорее всего, хор можно будет услышать на ханукальном концерте в Кремле. Концерты выкладываются на канале хора.
Как поддержать: у Александра Цалюка большие творческие планы, он хочет записать антологию еврейской духовной и народной музыки. Поддержать хор можно на сайте или связавшись с Александром через фейсбук.

Записала Катя Полонская

Читайте также:

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы — русскоязычные евреи, живущие в России. Мы знаем, что мы евреи, но пока ещё не разобрались, что это на самом деле значит сегодня — быть евреем.

Чтобы понять это, мы изучаем, что думали про это наши предки, разбираемся, как еврейская культура, религия, традиции и сообщество проявляются в нашей жизни — и ежедневно рассказываем о нашем опыте и открытиях.

Жизнь современных евреев