Нормально ли сплетничать? Мнение раввина
В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Сегодня поговорим с раввином Центральной пермской синагоги Реувеном Губерманом о том, как быть, если вы узнали что-то конфиденциальное и посчитали, что об этом нужно рассказать. Как Тора относится к сплетням?
— Одна из центральных идей Торы — любить ближнего, как самого себя (глава «Кдошим»). Что означает эта фраза? Суть заповеди прекрасно объясняет Рамбам: «Нужно рассказывать хорошее о других людях и бережно относиться к чужому имуществу — так, как человек относится к собственному». Это мицва — заботиться о репутации другого человека.
Существует религиозный запрет на сплетни и плохие слова. Говоря гадости, мы подрываем авторитет, портим репутацию, а возможно, даже ломаем чью-то судьбу.
Если мы обладаем конфиденциальной информацией о ком-то, мы не имеем права её разглашать.
Но что делать, если эта информация — правда? Если человек действительно делает что-то плохое?
Допустим, тот, кто согрешил, не стесняется этого. Наоборот, он всем говорит, какой крутой, смелый и так далее. Если он рассказал о своём грехе в присутствии как минимум троих, то запрет распространять эту информацию не работает — она и так уже обнародована.
Или вот ещё пример. Бывший муж одной вашей подруги был не очень верным и заботливым. В итоге они развелись, и теперь этот мужчина хочет жениться во второй раз — тоже на вашей подруге. В такой ситуации вам, как человеку, который в силах помочь второй подруге не совершить ошибку, разрешается с ней поговорить. Не нужно её ни к чему призывать — просто сообщите о возможных рисках, а решение пусть принимает сама.
Увлекаться бурным обсуждением чужих поступков точно не стоит.
Если что-то в поведении другого кажется нам категорически неправильным, неприемлемым, мы можем попробовать повлиять на него.
Тому, кто совершил ошибку и не осознаёт всю глубину своей проблемы, стоит об этом прямо сообщить. Если мы найдём верные слова, указав на промахи, то изменим жизнь человека к лучшему. Это будет очень большая мицва. Другой вопрос — как именно это делать. Мы не должны вести себя как строгие надзиратели, оценивающие каждый шаг и жестоко карающие за каждый недочёт. Суть заповеди — в проявлении любви, в том, чтобы с открытым сердцем помогать другому исправиться.
Записала Соня Назарова