Почему евреи не празднуют день рождения?
Каждую неделю в рубрике «Нас забыли спросить» мы отвечаем на вопросы, которые люди обычно задают «Яндексу» или «Гуглу». Сегодня разберёмся, почему некоторые религиозные евреи не отмечают день своего рождения
Если почитать биографии многих известных евреев прошлого, выяснится, что далеко не всегда можно с уверенностью назвать точную дату рождения человека. Евреи более или менее регулярно начали фиксировать даты рождения только с конца XVI века. Хотя и тогда новая «мода» коснулась в основном Западной Европы. Остальные евреи предпочитали скрывать возраст и день появления на свет.
Можно, но не нужно
Запрета на празднование дня рождения в Торе нет. Но некоторые комментаторы указывают на тот факт, что в священном тексте в принципе нет упоминаний о днях рождения праведников. Единственный именинник, гулявший на широкую ногу и упомянутый в тексте, — это фараон.
Выдающийся раввин Шмуэль Могилевер так пояснял нежелание евреев отмечать свои дни рождения: «Мы видим на этом примере [фараона], в чём различие между евреем и неевреем: еврей в день своего рождения уединяется, анализирует свои поступки и судит себя самого, а фараон — тот в свой день рождения устроил пир и судил других: кого хотел — казнил, кого хотел — миловал».
Не праздновать можно, забывать нельзя
Тем не менее совсем стирать из памяти дату появления на свет нельзя. Хотя бы потому, что с ней связано выполнение многих заповедей и обычаев. Например, мальчик должен быть обрезан на восьмой день после появления на свет, и в этом вопросе значение имеет не только дата, но даже точное, вплоть до минуты, время рождения. А в трактате «Моэд Катан» говорится о том, как важно устроить трапезу в свой 60-й день рождения.
В целом евреи по традиции в день рождения предаются размышлениям о том, как прошёл прожитый год, какие уроки он принёс, а главное — что следует исправить в предстоящие месяцы.
А если всё-таки очень хочется?
Многие современные евреи отмечают свой день рождения хотя бы потому, что выросли в среде, где это принято. Например, если человек стал соблюдать заповеди только недавно, родственники могут сильно удивиться, что даже в день рождения нельзя посидеть за праздничным столом, как в старые добрые времена.
Да и среди соблюдающих евреев есть те, кто считает обычай устраивать праздник в честь именинника хорошей идеей. Ещё в XII веке до массовой популяризации праздника в еврейской среде рабби Менахем, проживавший в Италии, писал, что в его краях большинство евреев «с любовью относились к своему дню рождения… и устраивали в этот день пир».
Многие праведники устраивали празднование дня рождения, но под другим предлогом, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.
Например, Баал-Шем-Тов, основатель хасидизма, каждый год 18 элула устраивал для учеников трапезу и открывал им тайны Торы.
Поэтому празднование дня рождения сегодня в еврейской среде совершенно не возбраняется. Современные соблюдающие евреи стараются в этот день почитать Теилим (Книгу псалмов), больше молиться, дать больше цдаки (пожертвований). В Шаббат, предшествующий дню рождения, мужчине стоит постараться получить вызов к Торе. Но и обычное застолье с родственниками и друзьями становится вполне традиционным для еврейских именинников.
Подготовила Яна Заг