«Полная иллюминация»: театр «Шалом» открывает сезон громкой премьерой. Эксклюзивный репортаж «Цимеса»

6 сентября, 2022
Читать: 10 мин

Культовое произведение Джонатана Сафрана Фоера шагает на московскую театральную сцену. Накануне премьерного показа мы встретились за кулисами с режиссёром и актёрами, чтобы разобраться, почему эту постановку нельзя пропустить

Сам роман (иногда его название переводят как «Свет вокруг» или «И всё осветилось») вышел в 2002 году и удостоился высокой оценки критиков. Он повествует о путешествии юного Джонатана Фоера в поисках своих еврейских корней: его предки пережили Холокост, и Джонатан хочет найти женщину, которая спасла его дедушку во время уничтожения штетла Трахимброд. В путешествии его сопровождают поклонник американской культуры и переводчик-любитель Алекс и его мрачный дедушка. Без спойлеров, но путешествие окажется гораздо более драматичным и меняющим жизнь, чем его участники могли себе представить.

В 2005 году по произведению сняли фильм — с Элайджей Вудом и солистом группы Gogol Bordello Евгением Гудзём в главных ролях. Картина, из которой почти полностью убрали еврейскую сюжетную линию, получилась легче и проще исходного материала.

А в этом году «Полную иллюминацию» ставит режиссёр Галина Зальцман

Как возникла идея постановки? 

— Я давно знаю эту книгу: ещё когда прочитала её впервые, она произвела на меня большое впечатление. Там удивительный, сложно устроенный и при этом невероятно красивый текст. И главное, что из такой изначально лёгкой истории ты приходишь к глубинному знанию — о том, что есть прошлое, не всегда безоблачное, и его нужно принять. Иногда приходится жить с последствиями не только своих, но и чужих поступков.

— Этот роман было сложно ставить в театре?

— Театр создан для чего угодно, главное — изобрести ключ. Но тут действительно была сложная задача: в книге три временных пласта. Текст организован таким образом, что это совершенно по-разному написанные с точки зрения литературного языка части. В постановке мы тоже постарались отобразить все три временные линии. 

— Долго ли вы работали над постановкой?

— Мы начали в мае, сделали перерыв в июле и вот сейчас выпускаем. Трудно сказать сейчас, как я видела постановку изначально, многое рождалось по ходу. Мы очень хорошо и подробно работали вместе с артистами: всё создавалось в процессе. 

— Как бы вы сформулировали главную лично для вас идею постановки и книги? 

— Самое сложное в жизни — это принять себя таким, какой ты есть. Нужно принять свою историю и учиться с этим жить. Тогда ты сможешь если не быть прощённым, то хотя бы просить о прощении. Тогда ты сможешь стать человеком. 

Данила Теплов исполняет полуавтобиографическую роль Джонатана Сафрана Фоера. Данила отмечает интересную двойственность:

— Получается, что я играю сразу двух Джонатанов. Один — уже взрослый автор, который всё прожил и сейчас пишет историю. Это для меня сложнее, он как будто режиссёр, который ведёт сюжет. А второй — это Джонатан внутри истории, он более интересный, смешной, какой-то конкретный. Это Джонатан-персонаж.

Фото: Артур Шураев

— Он сильно меняется по ходу произведения…

— Да, вначале мы видим его глазами другого персонажа — Алекса. Приехал такой американец, смешной, странный, вегетарианец — почти инопланетянин. Ему всего 21: он приезжает и сталкивается с трагической историей своей семьи. Он ведь не едет специально, чтобы писать книгу, он просто пишет заметки по ходу, и уже потом из этого рождается история.

— Что вас особенно впечатлило в произведении?

— Конечно, сильное впечатление производит финал — все рассказы о том, что пережила деревня, когда к ним пришли нацисты. И ещё само повествование — то, как автор соединяет информацию, «переплывает» из одной истории в другую, пока не сводит их в одной точке.

Елизавета Потапова играет две роли — девочки Брод и пожилой женщины Листы. Её героини существуют в разных временных пластах.

— С Брод зарождается эта история: её чудесное рождение начинает линию, которая всех объединяет. А Листа — это человек, который всё подытоживает. А ещё для меня они схожи тем, что обе не должны были выжить. Может, это слишком мрачно, но я чувствую, что они потом всю жизнь расплачиваются за своё спасение.

Фото: Артур Шураев

— Каково вам играть эти роли?

— Я впервые столкнулась с тем, что было эмоционально тяжело учить текст. Я долго собиралась с силами, чтобы сесть за него, оттягивала этот момент. Это сложно представить: и Брод, и Листа потеряли свои семьи и пережили ужасное. И ты как актриса пытаешься это прочувствовать.

— О чём для вас это произведение?

— У меня давно был внутренний вопрос. В моей семье, например, за передачу семейных связей, историй, традиций отвечают родители. И я спрашиваю себя: а я буду это продолжать? Через всё это проходить, ездить, поддерживать связи со всеми, сохранять преемственность? Я буду передавать это дальше? И читая такие книги, как «Полная иллюминация», я понимаю, что буду. Это даже не выбор, это ответственность, заложенная нашими предками, самой жизнью.

Я считаю, что важно помнить, говорить, плакать и смеяться. А книга к смеху очень располагает. Мы всегда репетиции начинали со смеха, проживали полный цикл эмоций, потом доходили до финала и молча расходились.

Дмитрий Уросов — исполнитель роли деда. Он сопровождает Джонатана и Алекса в путешествии и оказывается связан с трагической историей гораздо сильнее, чем кажется изначально. 

— Мне нравится, что эта история такая многослойная, многозначная и у самого Фоера нет готовых ответов… Мы искали их сами. Очень много обсуждали с артистами, режиссёром, руководителем — это очень полезно для понимания. 

Фото: Артур Шураев

— Есть ли любимая сцена в спектакле? 

— Наверное, она в первом акте. Всё, что связано с персонажем Колкаря, — моё любимое. 

— Если для двух других центральных персонажей это путешествие — открытие, становление, взросление, то что это для вашего героя?

— Для него это искупление. Человек прожил всю жизнь, храня тайну про своё прошлое. В произведении есть идея о том, что мы не можем смотреть в будущее, если сначала не обратим свой взор в прошлое. Это всегда вопрос самим себе: честны ли мы с собой. Потому что прошлое всегда догоняет. И если не пройти этот процесс искупления и покаяния, оно может «прихлопнуть». Мой персонаж всю жизнь бежал, но в конце он открывается своим потомкам. Ему повезло, он прошёл свой путь, и его простили. Поэтому в последней сцене он, по его собственным словам, «преисполнен», он счастлив.

Антон Шварц, играющий молодого украинца Алекса, благодаря которому путешествие Джонатана стало не просто возможным, но и более ярким, с большой теплотой говорит о своём герое. 

— В экранизации романа Алекс практически полностью комичный персонаж, а у вас нет…

— Да, в фильме он плоский, буквально карикатурный. Но на самом деле он живой человек. И есть разница между Алексом в первом и втором актах — за время путешествия с него спадает всё напускное. Эта поездка становится знакомством с его личной историей. Он узнаёт всё про свою семью, и это меняет его жизнь. В романе именно ему принадлежит реплика «И всё осветилось».

Фото: Артур Шураев

— Что движет Алексом? Какие качества персонажа вы считаете ключевыми?

— Доброту и любовь. Хотя, конечно, в нём есть и страх, и стыд тоже. У него неблагополучная семья, об этом более подробно рассказывается в романе, но это не сделало его злым. Алекс очень любит своего деда. И хотя дед свою любовь не выражает, Алекс это всё равно чувствует. 

— Какая, на ваш взгляд, главная идея книги? Я уже спрашивала, и оказалось, что у всех немного про своё.

— Для меня роман — о памяти. Знаете, говорят, что у евреев нет истории, у евреев есть только память. И здесь это чётко показывается: на месте деревни не осталось ничего, кроме памяти, которую хранит одна женщина. А ещё это про обряд инициации: о вхождении мальчика во взрослую жизнь через ритуал.

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра, активно вовлечён в работу над спектаклем. После репетиции он остаётся вместе с актёрами, чтобы дать свои комментарии и поделиться впечатлениями. Олег сказал, что у него ещё нет любимого момента в спектакле: он пока наслаждается процессом работы, но уверен, что на премьере такой момент точно появится. А на вопрос, о чём же для него «Полная иллюминация», Олег ответил:

— Это спектакль о том, что человек должен всегда оставаться собой. Не предавать себя, не предавать других при любых обстоятельствах.

Фото: Артур Шураев

Репортаж подготовила Настя Богатырева

Ближайшие показы —  6, 7, 24 сентября, 23 октября, 3 и 19 ноября на площадке Государственного музея Владимира Высоцкого (Театральный зал)

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм