Предатель или спаситель? История Режё Кастнера, покупавшего евреев у нацистов

3 ноября, 2021
Читать: 6 мин

Во время Второй мировой войны Режё Кастнер вёл с нацистами переговоры о выкупе евреев в качестве рабочей силы. Это уберегло их от концлагерей и спасло им жизнь, но многие до сих пор относятся к Кастнеру неоднозначно, считая, что он сделал для спасения евреев недостаточно. «Цимес» переводит историю Кастнера, рассказанную Tablet его биографом Анной Портер

К Режё Кастнеру относятся неоднозначно и спустя 64 года после его смерти. Одни считают его спасителем, в том числе потомки пассажиров «поезда Кастнера», вывезшего из Венгрии в нейтральную Швейцарию 1684 человека. Практически никто из них ни гроша не заплатил за то, чтобы оказаться в этом поезде.

Другие называют Кастнера предателем: якобы он должен был предупредить больше евреев о концентрационных лагерях и том, что их там ждёт.

Как будто пассажиры направлявшихся в концлагеря поездов стали бы драться голыми руками со своими надсмотрщиками, только узнав об Аушвице. По воспоминаниям переживших Холокост венгерских евреев, это было бы невозможно.

Режё Кастнер родился в провинциальном городке Клуже на восточной окраине империи Габсбургов, сейчас это Румыния. Работал юристом, журналистом, после Первой мировой войны занимал пост в парламенте Румынии. Когда из захваченной Германией Польши начали прибывать беженцы, Кастнер собирал для них пожертвования на еду, одежду и при возможности дорогу до Палестины.

Когда Венгрия, союзница нацистской Германии, присвоила территории, отданные Румынии после Первой мировой войны, и ввела законы, ограничивающие права евреев, газета Кастнера была закрыта. В поисках работы и источников пожертвований он отправился в Будапешт.

Там Кастнер вступил в только что созданный Комитет помощи и спасения, где познакомился с супругами Йоэлем и Ханси Бранд, которые будут помогать ему договариваться с нацистами. В комитете они готовили поддельные документы, обеспечивали обездоленных едой и одеждой, а ещё искали способы подкупить офицеров СС, чтобы вывезти евреев и тем самым их спасти.

Бранд и Кастнер вели переговоры о выкупе евреев в качестве рабочей силы даже с печально известным Адольфом Эйхманом, отвечавшим в СС за «окончательное решение еврейского вопроса».

Общаясь с ними, они специально вели себя так, будто бы происходили из того самого мистического «мирового еврейства», которое управляет миром, по мнению Гитлера. По воспоминаниям Ханси Бранд, Кастнеру, в целом бестактному и ироничному интеллектуалу, пришлось учиться держать равнодушный и уверенный вид, подолгу курить и стучать каблуками по паркету при ходьбе. Кастнер боялся Эйхмана, а немцы никогда не стали бы сотрудничать с человеком, который дал бы перед ними слабину.

Пассажиры «поезда Кастнера»в Швейцарии. Фото: Zadok Raab/Memorial Museum Of Hungarian Speaking Jewry
Пассажиры «поезда Кастнера» в Швейцарии. Фото: Zadok Raab/Memorial Museum Of Hungarian Speaking Jewry

Переговоры с офицером СС Куртом Бехером закончились спасением 1684 евреев в обмен на деньги, золото и драгоценности. Несколько раз Кастнер вместе с Бехером и его адъютантами ездил к швейцарской границе, чтобы обсудить с местным представителем еврейской организации взаимопомощи «Джойнт», какие ещё товары рейх может принять в обмен на жизни евреев. Кастнер продолжал вести переговоры, хотя мог бы просто остаться в нейтральной Швейцарии.

Есть данные, что изначально Кастнер пытался вывезти в Австрию порядка 15–20 тысяч евреев (цифры отличаются в разных источниках). Одним из условий договорённости с СС было сохранение жизни всем евреям при пересылке из Штрасхофа на места, где нужна была рабочая сила. Всем, даже тем, кто не мог работать, в том числе маленьким детям. При этом Кастнеру всё равно вменяют в вину то, что 25% выкупленных евреев погибли в Штрасхофе, хотя без его вмешательства это число однозначно было бы больше.

В конце войны, когда победа союзников уже не вызывала сомнений, Кастнер вместе с Бехером посетил несколько концентрационных лагерей, везде отменяя приказ СС расправиться с оставшимися заключёнными. Пусть даже Бехер и другие офицеры СС помогали евреям, чтобы обеспечить себе алиби после окончания войны, — важно то, что были спасены люди.

Эмигрировав с женой в Израиль в 1947 году, Кастнер был несколько разочарован тем, что там его не встретили как героя. Но в молодом государстве вспоминать о Холокосте не хотели.

По требованию израильского правительства на Нюрнбергском трибунале Кастнер свидетельствовал в защиту Бехера: власти молодого государства надеялись, что тот поможет им восстановить часть еврейских денежных активов, которые похитил в 1944 году. На эти деньги израильское правительство планировало купить оружие.

В августе 1952 года израильский памфлетист Малхиэль Грюнвальд опубликовал статью, в которой обвинил Кастнера и некоторых израильских чиновников в сотрудничестве с нацистами во время войны. Правительство, на которое работал Кастнер, подало на автора в суд за клевету.

Кастнер надеялся, что благодаря огласке, которое получило дело, все наконец оценят значение его деятельности во время войны. Но адвокат обвинения, ярый противник правящей партии, превратил процесс в политический, намереваясь добиться отставки всего правительства. Мало того, многие из тех, кто мог бы свидетельствовать в защиту Кастнера, не пришли в суд. Впрочем, и тем, кто решился на это, никто не поверил.

Правительство проиграло дело, а судья Беньямин Халеви произнёс известную фразу, что Кастнер продал душу дьяволу.

Через пять лет, весной 1957 года, Кастнер был убит сторонником ультраправого движения по имени Зеев Экштейн, считавшим, что левое правительство во главе с Давидом Бен-Гурионом продало Израиль британцам.

Подготовила Анна Ефимова

Читайте также:

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы — русскоязычные евреи, живущие в России. Мы знаем, что мы евреи, но пока ещё не разобрались, что это на самом деле значит сегодня — быть евреем.

Чтобы понять это, мы изучаем, что думали про это наши предки, разбираемся, как еврейская культура, религия, традиции и сообщество проявляются в нашей жизни — и ежедневно рассказываем о нашем опыте и открытиях.

Жизнь современных евреев