План «Фугу», шестиконечные звёзды и небесные собаки: что связывает евреев и Японию

21 октября, 2021
Читать: 12 мин

Как Япония собиралась спасти миллион европейских евреев от Холокоста, правда ли, что туда попали потерянные колена Израилевы, дружат ли синтоизм с иудаизмом и что русские евреи делали в Иокогаме? «Цимес» нашёл 12 самых интересных фактов в лекции про Японию и евреев проекта «Эшколот»

Лекцию «Япония и евреи: от потерянных колен до Холокоста» для проекта «Эшколот» (при поддержке фонда «Генезис») читал профессор-востоковед Евгений Штейнер.

Японские волшебные существа тэнгу похожи на евреев

Япония — единственная из современных стран, которая в силу исторических причин не имела еврейского населения. Зато в японских поверьях есть волшебные существа тэнгу, дословно «небесные собаки». По легенде, они прилетели в Японию откуда-то с Запада — вернее, тэнгу заимствованы японцами из Китая, но в Китай они тоже прилетели с Запада.

Тэнгу бывают с двумя видами носов: те, что помоложе, с орлиными кривыми горбатыми носами, а те, что постарше, отращивают длинный нос, более похожий на человеческий, но слишком длинный, особенно для японцев. Кроме того, у них нетипичные для японцев окладистые бороды, а на голове они носят маленькую шапочку, похожую на тфилин, — она называется токин. Такие шапочки и сейчас носят горные монахи-отшельники ямабуси — и периодически используют как чашки для питья.

Существует теория, что в Японии жили потерянные колена Израилевы

Серьёзные учёные давно эту теорию отвергли, но её поклонников это не разубедило, поскольку попадаются довольно любопытные точки соприкосновения культур. Уже упоминавшиеся монахи ямабуси трубят в раковину сирокай, которая похожа на еврейский ритуальный музыкальный инструмент шофар, сделанный из рога животного.

Есть и легенды о том, что ямабуси хранят тайные свитки с сакральным знанием, которому они могут обучить доверенных людей: например, герой японского Средневековья Минамото получил от ямабуси тайные наставления в искусстве владения оружием.

В Японии распространён орнамент, похожий на магендавид

Этот рисунок часто встречается в японских орнаментах и на гербах, но внезапно не имеет никакого отношения к евреям. Это старинный орнаментальный и геральдический знак, который по-японски называется кагомэ, его можно увидеть в самых неожиданных местах, например в знаменитом романе XI века «Гэндзи-моногатари».

Скорее всего, происхождение символа довольно прозаично — от рисунка, который получается, когда плетёшь корзины и ширмы из прутьев. 

Японцы иногда пытаются делать бизнес на еврейских традициях

Японская гора Мориа тоже не имеет отношения к евреям. Впрочем, это не помешало местным жителям привлекать туристов — они рассказывали, что это та же самая гора (или по меньшей мере её точная копия), где Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, и распускали слухи, что ещё 150 лет назад в этой местности были распространены обряды, включавшие привязывание ребёнка к дереву с имитацией жертвоприношения. На 99% это сказки.

В Японии есть храм дружбы синтоизма и иудаизма

Звезда на штандарте синтоистского святилища на острове Эносима — самая настоящая еврейская звезда. Главная жрица храма Ямамото-сенсей происходит из семьи синтоистских священников.

Она рассказывает, что в 1967 году, после Шестидневной войны, увидела во сне Даруму, который повелел ей отправиться в Израиль, исполнить священные танцы на площади перед Стеной Плача и совершить другие обряды, скрепляющие дружбу синтоизма и иудаизма.

Ямамото-сенсей так и сделала, взяла воду из священного источника, прилетела, спела и сплясала, вылила воду в Кинерет, зачерпнула воды из Кинерета и привезла её обратно в Японию. С тех пор в её храме происходят синкретические обряды, связанные частично с синтоизмом, частично с иудаизмом и частично с Дарумой. 

В Японии была крупная община российских евреев

Российские евреи попали в Японию в самом конце XIX века. Это были в основном деловые люди, поселившиеся в Иокогаме: торговцы, рыбопромышленники, немного других специалистов. Там существовало еврейское благотворительное общество, занимавшееся помощью бедным, еврейская школа, еврейская похоронная контора. 

После Второй мировой войны, когда в Японии поселилось много евреев-беженцев, некоторых из них приняли в русскую общину. Её председатель говорил, что при этом требовалось соблюсти три критерия: умение говорить по-русски, играть в покер и пить водку. 

Японский консул в Литве спас 6000 евреев 

Сэмпо Сугихара был консулом в Ковно, тогда независимой Литве. В 1939–1940 годах этот японский Шиндлер выписывал польским евреям-беженцам транзитные визы, чтобы они могли через Японию куда-то выбраться и спастись от наступающих нацистов. Он признан праведником народов мира. 

Среди учеников Мирской иешивы, бежавших из Польши в Литву, был молодой и довольно светский парень Натан Гутвирц, гражданин Нидерландов. Размышляя о путях спасения, он вспомнил, что на Карибах, недалеко от берегов США, есть остров Кюрасао, голландская колония. Американцы к тому времени виз уже почти не давали, так что Гутвирц связался с голландским послом в Риге. Выяснилось, что в Кюрасао можно ехать без въездной визы, и голландский посол согласился ставить на документы евреев, даже если они не граждане Голландии, штамп о том, что виза для проезда в голландскую колонию не требуется. 

Получившие штамп голландского посла евреи обращались к консулу Сугихаре за визой на выезд, чтобы через Японию ехать в Кюрасао. Выбраться из Литвы можно было только через восток — СССР и потом Японию, потому что с запада уже наступали нацисты. Власти СССР согласились дать транзитные визы только тем, у кого будут японские. И хотя начальство запретило Сугихаре давать визы на выезд, он штамповал их день и ночь. В результате консул выписал 1293 семейные визы и тем самым спас около 6000 человек.

Среди приехавших в Японию евреев был один из отцов-основателей Израиля

По такой японской визе выехал и Зерах Вархафтиг, образованный юрист из Варшавы, имевший и деньги, и связи. Хотя у него были визы в Канаду и Америку, он развернул огромную работу, помогая тем, кто получил визы в Японию, но не имел денег на проезд. Когда США ужесточили выдачу виз и правила въезда, многие евреи застряли в Японской империи, и их переселили в тогда японский Шанхай. В обеспечении этих людей деньгами, транспортом и жильём тоже участвовал Вархафтиг.

В 1947 году он репатриировался в подмандатную Палестину, занимался там политикой и в результате стал одним из 37 евреев, подписавших израильскую Декларацию независимости. 

Японские евреи не хотели пускать в страну новых беженцев 

Когда волна новых еврейских беженцев прибыла в Японию в конце 1930-х годов, японские еврейские старожилы — шанхайские сефарды, переселившиеся раньше из Ирака и других стран, — попытались обратиться к властям с просьбой запретить беженцам приезжать и селиться в Шанхае, поскольку их много, они бедные, странные и ухудшают качество жизни. В защиту этих уважаемых сефардских семей можно только сказать, что тогда они ещё не знали о начале Холокоста.

Японцы хотели создать в Маньчжурии еврейскую автономную область 

Границы Японской империи в 1930-х годах отличались от нынешних, они включали оккупированную Корею, Тайвань и буферную зону, Маньчжурию, малонаселённую степь, где японские власти решили основать еврейскую колонию. Интересно, что как раз там же, за рекой Амур, на территории СССР находится Еврейская автономная область, граничащая с Маньчжурией. 

Японцы читали «Протоколы сионских мудрецов», но сделали из них неожиданные выводы

В Гражданскую войну японский экспедиционный корпус участвовал в военных действиях. Японские солдаты размещались в казармах бок о бок с людьми атамана Семёнова, который был ярым антисемитом и вместе с пищевым довольствием и патронами раздавал своим людям «Протоколы сионских мудрецов». Так в начале 1920-х годов два военных японских специалиста, Норихиро Ясуэ и Коресиге Инудзука, ознакомились с этим текстом, однако сделали совершенно не те выводы, на которые рассчитывали его авторы. 

Ясуэ и Инудзука решили, что евреи большие молодцы: если они тайно управляют миром и такие богатые, то надо у них учиться и всячески их использовать на благо Японии.

Они собрали материалы о евреях, перевели «Протоколы» на японский и распространили всё это среди специалистов, в основном военных. Те из них, кто занимался освоением свежеприобретённой территории Маньчжурии, понимали, что у Японии на это не хватит собственных ресурсов, как человеческих, так и финансовых. Поэтому и было выдвинуто предложение поселить на этих землях евреев.

План «Фугу» мог спасти от Холокоста миллион евреев

Некоторые японцы сравнивали еврейский народ с рыбой фугу — деликатесом, который может оказаться смертельным. Евреи чрезвычайно умные, богатые и влиятельные, они могут принести пользу Японской империи, но иметь дело с ними опасно — одно неосторожное движение, и последует отравление. Поэтому план переселения евреев в Маньчжурию получил название «План „Фугу“».

По этой идее область должна была стать «Израилем в Азии», местом, где евреи смогли бы жить в относительной автономии, включающей, например, полную религиозную и языковую свободу. Планировалось, что там будет жить от полумиллиона до миллиона европейских евреев.

Помимо идеи колонизации Маньчжурии и спасения людей от преследования нацистами японцы рассчитывали, что с прибытием евреев начнётся экономический подъём, что новые переселенцы привлекут капитал, связи и фантастические новые возможности. Особенно японцы хотели обратить на себя внимание влиятельных американских евреев, надеясь, что те, в свою очередь, повлияют на американских политиков и даже на президента Рузвельта — и таким образом Япония сможет избежать войны, одновременно сохранив лицо. 

Всё это известно из собрания секретных материалов японского МИДа, известного как «Бумаги Когана» — еврея, учившегося и жившего в Японии и после войны нашедшего копию этих документов у букинистов. Из бумаг следует, что идею зарубил американский сионист, лидер ряда еврейских организаций и человек резких мнений, рабби Стивен Вайс. Он не любил японцев, считал их фашистской, антисемитской нацией, притесняющей меньшинства.

После долгих уговоров Вайс встретился с японским дипломатом, но когда тот рассказал ему о «Проекте „Фугу“», Вайс наотрез отказался поддерживать эту идею, и в результате «Израиль в Азии» так и не был создан, хотя японцы сопротивлялись призывам нацистов уничтожить евреев даже после того, как стали союзниками Германии в войне. 

Записала Мария Вуль

Читайте также:

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы — русскоязычные евреи, живущие в России. Мы знаем, что мы евреи, но пока ещё не разобрались, что это на самом деле значит сегодня — быть евреем.

Чтобы понять это, мы изучаем, что думали про это наши предки, разбираемся, как еврейская культура, религия, традиции и сообщество проявляются в нашей жизни — и ежедневно рассказываем о нашем опыте и открытиях.

Жизнь современных евреев