Тяжёлый случай: о чём поют еврейские метал-группы
«Цимес» выбрал пять еврейских групп, играющих тяжёлую музыку и затрагивающих в своих песнях совсем не лёгкие для обсуждения вопросы
Orphaned Land
«Осиротевшая земля» — пожалуй, самая известная музыкальная группа из Израиля. Их тексты — о вере, поиске себя и принятии ответственности. На одном альбоме могут встречаться как мелодичные баллады на иврите, так и металльные запилы с гроулом и скримом. Любопытно, что, выступая за единство авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), члены Orphaned Land называют себя атеистами. А вообще, вокалист группы Коби Фархи в интервью однажды сказал, что музыка стоит выше религиозных конфликтов и политических споров.
Amaseffer
Создатели проекта Am Ha’Sefer, «Люди (священной) Книги», ещё на заре своего творчества замахнулись на монументальные жанры и решили записать не просто альбом, а масштабное историческое полотно об Исходе евреев из Египта. Первая пластинка группы, «Slaves for Live», вышедшая в 2004 году, композиция за композицией раскрывала тему освобождения израильтян из-под власти фараона. Её обещанного продолжения фанаты так и не дождались. После анонса нового альбома и выпуска демо группа пропала со всех радаров. Однако в 2016 году Amaseffer вернулись и совместно с уже знакомыми нам Orphaned Land записали пластинку «Kna’an» — современную трактовку истории Авраама и Сары, оформленную в красивые баллады.
Gevolt
В отличие от коллег по цеху, эти самопровозглашённые создатели жанра идиш-метала не сразу пришли к своим корням и поначалу играли обычный «тяжеляк». Дебютный альбом группа записала на русском — из еврейского там были только голоса вокалистов. К 2011 году Gevolt исправились и выпустили новую пластинку, практически целиком состоящую из метал-каверов известных еврейских песен. Обработке подверглись в том числе «Bey Mir Bisto Shane» («Для меня ты красива»), «Тум-балалайка» и «Der Rebbe Elimelech» («Ребе Элимелех»). А помимо этого, в альбом вошла аранжировка песни «Zog Nit Keyn Mol» («Никогда не говори»), написанной еврейским партизаном Гликом Хиршем в 1942 году в Вильненском гетто.
Salem
Сейчас творчество группы Salem может показаться несколько устаревшим, но в своё время они произвели настоящий фурор, выпустив концептуальный альбом «Kaddish» (1994). Именно он принёс мировую известность коллективу, до того игравшему обычный дэд-метал в подпольных клубах Тель-Авива. «Kaddish» посвящён теме Холокоста, а в основу одной из исполняемых на иврите песен, «Ha’ayara Bo’eret» («Местечко пылает»), легла поэма польского еврея Мордехая Гебиртига. Оригинальное произведение под названием «S’brent» («Горит») написано по следам еврейского погрома в городе Пшитык в 1936 году. Еврейское подполье в Кракове использовало его как свой гимн в годы Второй мировой войны.
Arallu
Творчество блэк-треш-группы Arallu пронизано темой жестокости. Названия их альбомов — вызовы, а треки — нагромождение диссонансов. Даже имя коллектива, «Араллу», в том же духе: это обозначение мира мёртвых из месопотамской мифологии. Arallu говорят, что презирают тех, кто поёт о смерти и насилии «по приколу». В комментариях к альбому «Satanic War in Jerusalem» музыканты писали, что живут «в нескончаемой войне». «Пока прочие блэк-металлисты, просыпаясь с утра, вдыхают ароматы цветов, мы чувствуем зловоние крови».
Подготовил Илья Агафонов