Запреты Шаббата 101: что нельзя делать в субботу и почему

28 января, 2022
Читать: 6 мин

Даже самые светские евреи (и даже вовсе не евреи) знают, что по субботам иудею работать нельзя. Разбираемся, что именно считается работой и как так сложилось

Тора не даёт чёткого перечня, что запрещено в Шаббат, хотя во многих местах напоминает, что не следует делать никакой работы, а следует, напротив, отдыхать и чтить день субботний. Поэтому за интерпретации и толкования, как водится, взялись раввины древности.

Так, и что они придумали?

Во-первых, мудрецы договорились, что именно считать работой, и вывели список из 39 категорий занятий (или млахот), запрещённых в субботу.

Основные категории, под которые попадает большинство запретов Шаббата: зажигание и тушение огня, сбор плодов и полив растений, охота и ловля рыбы, перенос предметов из частных помещений в общественные (и наоборот), стирка, вязание и вышивание, разрезание ткани, шитьё и склеивание, строительство и ремонт, рисование и черчение, в том числе письмо, стирание написанного, стрижка и бритьё, отделение зёрен от плевел, помол и просеивание, варка и выпечка, замешивание теста.

И всё?

Поскольку нарушение Шаббата в древности каралось смертью, да и в более вегетарианские времена считалось тяжким грехом, мудрецы на всякий случай ввели ещё несколько категорий запретов — так называемых гзерот, — чтобы уберечь людей от случайных ошибок. Например, теоретически нет запрета играть в субботу на музыкальных инструментах, но вдруг у гитары лопнет струна, а менять её — это уже нарушение запрета чинить предметы. Так что мудрецы запретили играть на музыкальных инструментах совсем. А то мало ли.

К таким же «ограждающим» предписаниям относятся плавание на лодке, езда верхом и вообще на любых животных, купля и продажа чего угодно. От греха подальше в тех общинах, где и сейчас законы Шаббата соблюдаются строго, запрещено даже трогать предметы, имеющие отношение к запретам, — скажем, сито, спички, ручки и карандаши, деньги.

И что это значит для евреев? 

Тора дана на все времена, так что новые технологии не отменяют древние законы Шаббата, а наоборот — с течением веков категории стали вмещать всё больше и больше конкретики. Скажем, под запрет на зажигание огня попадает пользование любыми электроприборами и даже вождение машины. Запрет «варить» распространяется даже на мытьё посуды — нельзя делать это слишком горячей водой, чтобы она не обварила остатки пищи на тарелке. Впрочем, мыть в субботу всё равно можно только ту посуду, которая понадобится в тот же день, и только по специальным правилам.

Или, например, нельзя в субботу принимать фрукты от нееврея — а вдруг он сорвал их тем же утром и будет нарушен запрет на сбор плодов. Или собирать цветы в букет — похоже на запрещённое вязание снопов. Или заплетать волосы — похоже на строительство или на ткачество. Или чистить головку чеснока — ведь придётся отделять зубчики от шелухи и тем самым нарушать запрет на сортировку. По той же причине нельзя складывать высохшее бельё.

Печенье с буквами нельзя откусывать, потому что будет нарушен запрет на стирание написанного, и по той же причине нельзя вскрывать конверты или упаковку, на которых есть буквы.

Из запрета строить выводится запрет ставить шатры, а из него — запрет раскрывать зонтик. А поскольку нельзя играть на музыкальных инструментах, нельзя и потрясти погремушкой, чтобы, например, развеселить ребёнка, — впрочем, на пение запрета нет, так что спеть ему разрешается и в субботу.

А как жить?

За многие века соблюдения Шаббата мудрецы вывели не только правила, усложняющие жизнь, но и правила, помогающие соблюдать законы, — и технологии тоже не только добавили запретов, но и позволили найти кое-какие удобные технические решения. Например, электричество даёт возможность освещать в Шаббат труднодоступные места — нужно просто включить свет в туалете в пятницу вечером и оставить его так на сутки. «Субботние платы» — электроплитки со слабым нагревом — позволяют сохранять еду тёплой, а лифты, которые останавливаются на каждом этаже, так что не нужно нарушать запреты, нажимая кнопку, позволяют жителям многоэтажных домов покидать по субботам квартиры.

Если в городе есть еврейский квартал или район, его обносят общей оградой, пусть даже символической, например верёвкой или проводом.

Так всё пространство внутри ограды становится частным, и можно выносить из дома предметы и вносить их в дом, не нарушая Шаббат.

Такая ограда называется эрув и встречается в самых разных местах: вот, например, карта эрува на Манхэттене в Нью-Йорке. А вот — московский эрув!

Есть и субботние лайфхаки: чтобы не включить машинально свет, в пятницу до наступления Шаббата выключатели прикрывают специальными пластинками или листами бумаги, а лампочку в холодильнике выкручивают, чтобы она не включалась, когда открываешь дверцу. А поскольку нельзя разделять предметы на части, до наступления Шаббата в туалет кладут открытую пачку салфеток или отрывают кусочки туалетной бумаги заранее.

Совсем-совсем нельзя нарушать? 

Нет, есть исключение: опасность для жизни. Шаббат можно и нужно нарушить для спасения жизни еврея — чтобы потом он мог соблюсти ещё много Шаббатов. 

И что, Шаббат — это одни запреты? 

Нет, вообще-то это праздник и день отдыха. Поэтому, чтобы сберечь «дух субботы», следует воздерживаться не только от прямо запрещённого, но и просто от будничных дел: чтения деловых бумаг, слишком длинных прогулок, пробежек, передвигания мебели. А вообще, современные евреи отмечают Шаббат самыми разными способами, и для многих это просто день радости и расслабления, который начинается в пятницу вечером за ужином с семьёй и друзьями.

Шаббат шалом!

Подготовила Мария Вуль

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм