Иудаизм и звёзды: можно ли евреям летать в космос?
В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Слышали новость про астронавта Эйтана Стиббе, который привёз мацу на космическую станцию, чтобы отметить Песах? Вот мы и решили поговорить с раввином Центральной пермской синагоги Реувеном Губерманом о том, как иудаизм относится к полётам в космос
— Зависит от целесообразности. В целом, если полёт в космос преследует какие-то научно-исследовательские цели, то, наверное, иудаизм относится к этому положительно. Мы можем — и должны — изучать физику, химию и астрономию. Ведь благодаря этим научным знаниям мы можем ещё отчётливей осознать, каким удивительно сложным, тонким и точным образом Творец создал и устроил этот мир.
Правда, для этого не всегда нужно отправлять в космос человека. Часто бывает достаточно запустить беспилотный корабль или спутник.
Известно, что есть много еврейских учёных, которые достигают успехов в науке. Это замечательно, потому что они создают евреям хорошую репутацию: мы не только учим Талмуд, но и глубоко разбираемся в том, как устроен мир.
Некоторые даже скажут, что эти учёные исполняют мицву кидуш Ашем — освящают имя Вс-вышнего.
Когда человек ведёт себя достойно, совершает нравственные поступки, достигает успехов в общепризнанных областях, то он таким образом служит Вс-вышнему, освящая его имя в глазах окружающих людей. Научная деятельность, кстати, тоже называется служением — говорят, что человек служит науке.
Но бывает и так, что цель полёта в космос — «построить Вавилонскую башню». То есть человек хочет показать всем, что он богат, что у него есть такая возможность. В этом случае он просто поддаётся гордыне. Не следует этим увлекаться. Нужно понимать, что наше место тут, на Земле. Нужно заниматься своим делом: жить в обществе и помогать людям.
Если мы говорим о соблюдении законов Торы — то, конечно, все заповеди остаются в силе вне зависимости от того, находится ли человек на Земле или в космосе.
Но существует техническая сложность с исполнением заповедей, которые привязаны к определённым дням — как, например, Шаббат или Йом тов (праздничный день). Как отсчитывать время и определять, когда начинается и кончается праздник? Ведь в космосе нет дневных и месячных циклов, к которым мы привыкли на Земле, нет закатов и рассветов.
Этот вопрос уже поднимался ранее, когда в космос летал израильтянин Илан Рамон. Некоторые раввины предложили отсчитывать сутки по часам, без привязки к восходу и закату. Каждые седьмые сутки — это Шаббат.
А чтобы определить время начала и исхода Шаббата, можно использовать часовой пояс Иерусалима. То есть когда Шаббат начинается в Эрец-Исраэль — тогда же и у космонавта.
В целом это достаточно редкий случай, и если человек оказался в такой ситуации, то ему следует посоветоваться со своим равом.
Кто-то может подумать, что, оказавшись в космосе, он будет ближе к Б-гу. Но в Торе сказано: «Служить Ему всем сердцем и приближаться к Нему». Это значит, что близость к Б-гу достигается не за счёт физического перемещения из одного места в другое. Она достигается внутренней работой, молитвой, реальными делами, которые приводят к реализации качеств нашей души.
Кроме того, важно отметить, что некоторые законы мы можем выполнять только в определённом кворуме — миньяне, когда собираются 10 взрослых евреев. Это необходимое условие для некоторых праздничных церемоний и ритуалов, например чтения Торы.
Ещё, например, существует мицва во время праздника Песах рассказывать об Исходе из Египта. Если человек один в космосе, кому он будет рассказывать? Поэтому предпочтительнее, чтобы Шаббат и праздники человек встречал в своей общине, а не в одиночку. В Торе праздник называется микра кодеш — «священное собрание». Смысл праздников — объединять евреев. Через объединение мы можем удостоиться близости к Вс-вышнему.
Записала Соня Назарова