Как общаться с родными, если у вас противоположные точки зрения? Отвечает раввин
В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Спросили раввина города Обнинска Арона Головчинера, как сохранить мир в семье и за её пределами
— Тема сейчас, безусловно, самая животрепещущая. Люди неспокойны, каждый в той или иной степени вовлечён в происходящее, каждый имеет своё мнение и думает, что понимает ситуацию лучше другого. Так что этот вопрос касается не только родственников, но и вообще разговоров и дискуссий между любыми людьми.
С точки зрения Торы и иудаизма, у нас есть определённые правила, как общаться и разговаривать с другими. Эти правила строятся на принципах взаимного уважения.
И если мы видим, что человек не в состоянии сдерживать свои эмоции, мы не имеем права его провоцировать.
Почему? Потому что это переносит ответственность за действия и состояние нашего собеседника на нас. Мы, что называется, ставим перед слепым преграду, делаем так, чтобы собеседник повёл себя нехорошо. И это неправильно.
Человек, который высказывает ту или иную точку зрения, обычно делает это, потому что он эту точку зрения принимает, она ему симпатична. Мы знаем, что высказывания очень многих мудрецов в Талмуде носили достаточно личностный, окрашенный контекстом смысл. Почему? А потому что человек не абстрактное существо и всё воспринимает достаточно субъективно. Обычно мы понимаем в определённой степени, приятен или неприятен нам человек, который отражает те или иные взгляды, именно потому что так некоторым образом реализуется его сущность.
Любавичский ребе много раз говорил, что природные родственные связи даны нам Вс-вышним не просто так. Это указывает на глубинное соединение, глубинную общность между людьми. И всё, что эту общность нарушает, является прямым противоречием, прямым вызовом замыслу Вс-вышнего. Именно поэтому иудаизм и говорит нам, что следует вести себя максимально корректно — вне зависимости от того, что делают ваши дети, родители и другие родственники.
Вы не можете отвечать за то, что делают другие, но можете — за то, что делаете вы сами.
Если вы видите, что у ваших близких есть определённые взгляды и чёткое желание их придерживаться, — это повод не поднимать эту тему, обсуждать другие вещи. Это принесёт больше мира и позволит избежать ситуаций, когда люди разругаются вдрызг и начнут ненавидеть друг друга, ненавидеть своих родственников и близких. Ведь это противоестественно.
Родители любят своего ребёнка, даже если он не всегда поступает правильно. Так и вам следует любить своих родителей, даже если они не всегда поступают правильно.
Всегда, когда ведутся дискуссии, надо держать в уме конкретную цель. Если ваша цель — выплеснуть свои чувства, куда-то деть вашу энергию, то спор — не совсем то, что надо. Почему? Потому что можно ведь запереться одному в комнате и просто покричать, мне кажется, что так достичь цели будет проще. Ещё лучше почитать, например, псалмы Давида, которые в принципе приносят достаточно большое умиротворение.
Если же ваша цель — объяснить человеку, в чём он неправ, тем более не следует вести спор некорректным способом, вряд ли вы так сможете кого-то в чём-то убедить.
А если человек совсем не в состоянии воспринимать информацию, тогда и нечего с ним разговаривать на такие темы. Если мы заранее знаем, что не вызовем никакую положительную ответную реакцию, не стоит отвечать глупцу (и я говорю сейчас про любых людей) в соответствии с его глупостью. Если есть возможность что-то обсудить адекватно, то можно это сделать, а в ином случае разговор не приведёт ни к чему положительному.
Теперь поговорим о гневе. Мы знаем, что гнев как таковой, агрессия по отношению к другому — это проявление эгоизма. Мудрецы говорят: тот, кто гневается, подобен тому, кто поклоняется идолу. Почему? Если у человека есть абстрактный гнев, абстрактное неприятие действительности, значит, он восстаёт против Вс-вышнего, как бы говорит: «Я против Б-га, который всё это сделал».
Мы знаем, что Второй храм был разрушен из-за беспричинной ненависти — и точно так же ненависть, которая возникает сейчас, разрушает мир до основания. Мы ведь находимся всё в том же Изгнании, в начале которого был разрушен Храм.
Внутри еврейской традиции нам понятно, что евреи должны быть примером для всех окружающих народов. Но сейчас евреи разделены, они находятся по разные стороны противостояния. Поэтому самое главное сейчас — это сохранение единства и взаимопомощь.
Даже в самых ужасных ситуациях следует сохранять спокойствие.
Всё, что происходит в мире, как хорошее, так и плохое, идёт от Вс-вышнего. Помните, что раскаяние, молитва и благотворительность отменяют самый тяжёлый приговор — даже если он навис, как сейчас, надо всем человечеством, а не только над людьми из конкретных стран.
Записала Соня Назарова