Танцы и веселье, или чем кончаются осенние еврейские праздники

16 октября, 2022
Читать: 5 мин

Период Высоких праздников осеннего месяца тишрей, начатый еврейским Новым годом — Рош а-Шана, заканчивается двойным праздником: Шмини Ацерет и Симхат Тора. «Цимес» разбирается, что мы отмечаем и как именно это делается

Неделя веселья в шалашах на Суккот для евреев плавно перетекает в целых два праздника: Шмини Ацерет и Симхат Тора. Тут есть некоторая загвоздка: в Израиле это двойной праздник в один день, как и в некоторых либеральных общинах диаспоры. Но в более ортодоксальных общинах за пределами Израиля эти два праздника отмечают один за другим, сначала Шмини Ацерет (дословно «восьмой [день] — праздничное собрание»), а потом — Симхат Тора, «радость Торы». В 2022 году Симхат Тора начинается вечером 16 октября и заканчивается вечером 17 октября.

Откуда такая путаница?

Праздник Шмини Ацерет упоминается в Торе, но слегка размыто. Похоже, что во времена Второго храма это был день ритуального очищения алтаря, но после разрушения Храма в 70 году нашей эры очищать стало нечего. Поскольку отдельного смысла в празднике не было, в какой-то момент в Средние века он, видимо, слился с Симхат Тора — у которого как раз есть понятное объяснение и предназначение. Симхат Тора, или «радость Торы», означает конец годового цикла чтения Торы и начало нового цикла. 

Соломон Харт. Симхат Тора в синагоге в Ливорно, Италия, 1850 год

Хорошо, и как их празднуют? 

Поскольку никаких чётких указаний для осмысления и празднования Шмини Ацерет в священных книгах не было, раввины интерпретировали имеющиеся тексты и пришли к выводу, что Г-дь не хочет так сразу расставаться со своим избранным народом, который целый месяц тишрей что-то отмечал и только что праздновал Суккот семь дней подряд, а велит евреям задержаться ненадолго, собраться и на восьмой день. 

Так Шмини Ацерет стал символическим днём прощания с Высокими праздниками, днём, когда евреи покидают свои сукки — но не спеша.

Многие собираются в шалашах с семьёй и друзьями в последний раз за сезон, чтобы выпить и съесть что-нибудь, — но это не обязательно; специальное благословение, как на Суккот, в этот день уже не произносят. 

Правда, поскольку в Израиле в этот период как раз начинается сезон дождей после сухого и жаркого лета, начиная со Шмини Ацерет и до Песаха в традиционные ежедневные молитвы включается и просьба о дожде. 

Так, а Симхат Тора про что?

На Симхат Тора подчёркивается центральное место, собственно, Торы в жизни иудеев. Тора — источник иудейского самосознания, драгоценный подарок от Б-га, и в этот день вся община разными способами выражает радость от того, что евреи когда-то получили этот подарок и продолжают получать его до сих пор. 

Принято семь раз обходить синагоги шествием со свитками Торы в руках (это называется акафот — «кружения»), мужчины танцуют с Торой, а в Израиле хасиды пляшут на улицах и раздают прохожим конфеты. В этот день читают последний стих Торы — и сразу же первый, из главы «Берешит», чтобы цикл чтения не прерывался. 

Празднование Симхат Тора в Израиле. Фото: Tze Ru Pang
Празднование Симхат Тора в Израиле. Фото: Tze Ru Pang

А как отмечают дома? 

Симхат Тора — общинный праздник, и отмечают его в основном в синагоге. Однако и дома по традиции говорят специальные благословения, зажигают праздничные свечи и едят праздничную еду. Чаще всего готовят что-то по форме похожее на свитки Торы, например голубцы, блинчики с начинкой, печенье.

Говорят, в СССР это был главный еврейский праздник. Что, правда?

Неожиданно да, хотя скорее следовало бы ожидать этого от Йом-кипура или Песаха. Но так сложилось, что именно на Симхат Тора в СССР 1960–1970-х годов евреи открыто собирались возле синагог: некоторые участвовали в обходе синагог со свитками Торы, но остальные просто танцевали на улицах под еврейские песни. В этот период, особенно после Шестидневной войны 1967 года, советские сионисты начали задумываться о том, чтобы в действительности покинуть СССР и уехать в Израиль, и среди танцевавших в синагогах на Симхат Тора были и будущие отказники

Для многих — даже не соблюдающих — евреев это был день празднования своей идентичности, день, который можно было открыто провести среди своих.

Не вполне ясно, почему советские власти смотрели сквозь пальцы на эти стихийные собрания. Многие их участники и просто свидетели оставили воспоминания о том, что милиционеры, хотя и наблюдали за процессом, как правило, не препятствовали танцам и веселью. 

Подготовила Мария Вуль

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм