12 фактов о взлётах и падениях еврейской общины Дербента

24 января, 2022
Читать: 9 мин

Как открытие русского химика разорило целую общину, почему дербентский коньячный завод — еврейское предприятие и зачем горских евреев записывали в паспортах татами. «Цимес» нашёл и пересказал самые интересные факты о жизни евреев Дербента из лекции проекта «Эшколот»

Лекцию о евреях Дербента для проекта «Эшколот» (при поддержке фонда «Генезис») читал Валерий Дымшиц — фольклорист, антрополог и автор книги «Горские евреи. История, этнография и культура»

Евреи Дербента — наследники вавилонских мудрецов

По крайней мере, некоторые. Горские евреи — одна из ветвей персидской вавилонской диаспоры, и почтенные горские еврейские семьи Дербента хранят это наследие. Так, носители двух уважаемых фамилий — Раввиновичи и Аббаевы — говорят, что их род происходит от Равы и Аббайе соответственно: это двое знаменитых амораи, мыслителей древности и кодификаторов Вавилонского Талмуда, живших ещё в IV веке и оставивших о себе  добрую память.

Питер Шенк Старший. Гравюра «Дербент». 1705 г.
Питер Шенк Старший. Гравюра «Дербент». 1705 г.

Однако горские евреи всё же были изолированной группой, расположенной достаточно далеко от центров еврейской учёности. Так что местная духовная элита ездила за еврейским образованием сначала в Иран, а потом, в XIX веке — в Россию. 

В языке джуури есть свои названия для праздников 

Некоторая изолированность горских евреев видна в деталях: например, многие праздники годового цикла называются на языке джуури не так, как на иврите, и не так, как в других общинах. Шавуот называется  Асальта, то есть, «сладкое», день траура 9 ава у горских евреев — Сорони, а ПуримАману. 

Евреи Дербента были крестьянами

А не купцами или ростовщиками, как их европейские собратья. На Кавказе, в том числе и в Дербенте, торговлей и ремёслами в основном занимались армяне. Так что евреи в основном были земледельцами, причём, бедными. Они либо нанимались на сезонные работы, например, уборку урожая, либо обрабатывали арендованную землю — и поскольку за аренду нужно платить, евреи стали выращивать культуры, требующие особых навыков, зато приносящие высокий доход.

Сверху: Тахта-базар (упаковка яблок) и работы в в Дербенте, 1907-1910 гг. Сельское хозяйство, начало XX века. Снизу: Вид на цитадель, начало XX века. План Дербента, 1830 год.
Сверху: Тахта-базар (упаковка яблок) и работы в в Дербенте, 1907-1910 гг. Сельское хозяйство, начало XX века. Снизу: Вид на цитадель, начало XX века. План Дербента, 1830 год.

В окрестностях Дербента до середины XIX века евреи специализировались на выращивании марены. Это многолетнее растение, из которого делали красный краситель — очень ценная вещь в регионе, известном своими коврами. Чтобы красить шерсть, нужны красители, и красный был одним из самых ценных и дорогих, поэтому идея вкладываться в марену несколько веков выглядела вполне логичной.

Успехи науки навредили евреям Дербента 

В середине XIX столетия профессор Николай Николаевич Зинин из Казанского университета, основатель русской школы органической химии, придумал реакцию, которая позволяла получать вещество под названием анилин. Через 10 лет благодаря открытию Зинина и усилиям немецких химиков (а Германия XIX века была центром развития химии) на основе анилина стали делать стойкие и дешёвые химические красители всех цветов радуги.

Фото: Еврейский квартал в Дербенте. 1932 год. Рисунки: Виды города Дербента, рисованные с натуры Василием Тиммом в 1849 году
Фото: Еврейский квартал в Дербенте. 1932 год. Рисунки: Виды города Дербента, рисованные с натуры Василием Тиммом в 1849 году

Несмотря на токсичный процесс производства, анилиновые красители быстро вытеснили натуральные  — в том числе индиго и марену. Для евреев Дербента это была национальная катастрофа: земледельцы, выращивающие марену, оказались разорены, община полностью обнищала, часть её мигрировала.

Зато они стали виноделами

Оставшиеся земледельцы вместо марены начали выращивать виноградную лозу: так началось промышленное виноградарство в Южном Дагестане. Венец этого производства — дербентский коньяк, и завод до сих пор известен местным жителям как еврейское предприятие.

Дербентские ханы приютили евреев 

В отличие от Центрального и Северного Дагестана, горское еврейское население в Южном Дагестане долго оставалось земледельческим, сельским. Однако после того, как еврейские селения недалеко от Дербента подверглись набегам и разорению,  дербентские ханы выделили внутри городских стен участок для еврейского квартала.

Дербент в энциклопедии Жюля Труссе, 1880-е гг.
Дербент в энциклопедии Жюля Труссе, 1880-е гг.

Место было неудачное — в низине возле моря, там было болото и туда во время дождей стекали нечистоты. Однако евреи, желавшие найти убежище в городе, согласились и на это. 

В Дербенте есть ашкеназская община

К концу XIX  века город разросся. В «европейской» части Дербента, новых кварталах,  насчитывалось 11 синагог, перед революцией 1917 года там жило около 2000 евреев. Была даже ашкеназская община. Первые русские евреи попали в те края как солдаты царской армии, потом была волна миграции после погромов в период между убийством Александра II народовольцами в 1881 году и революцией 1905 года. Основная волна евреев, покинувших тогда Российскую империю — а это миллионы людей! — направлялась в США, Южную Америку, даже Палестину, но многие двинулись и на колониальные окраины империи. Тогда ехали в Баку, Ташкент, Самарканд — и оседали в крупных городах по пути, в том числе в Дербенте.

Большевики перетряхнули общину

После революции 1917 года в Дербенте происходит замена и расширение еврейского  населения. Старая городская буржуазия попадает под удар Советской власти, у людей  конфискуют дома, предприятия, многих репрессируют. Зато евреи из горных аулов и сёл массово переселяются в город по принципу «родственник к родственнику, сосед к соседу».

Жители квартала горских евреев в Дербенте у своего дома. 1930-е гг.
Жители квартала горских евреев в Дербенте у своего дома. 1930-е гг.

Земляческие аульные связи очень ценятся у всех горских евреев, и даже семьи, давно уехавшие в Москву или в Израиль, сейчас определяют себя не как выходцев из Дербента, а по тому аулу, где жили их предки несколько поколений назад. 

Евреи образовали три успешных колхоза

Из новых советских еврейских трудящихся был организован колхоз — люди жили в Дербенте и возделывали виноградники за пределами города. В окрестностях было три орденоносных богатых и очень успешных хозяйства — колхоз имени Ленина, колхоз имени Сталина и колхоз имени Кагановича. Они обеспечивали сырьём дербентский коньячный комбинат. 

Виноградники спасли женщины

Во время Второй мировой войны еврейские женщины, оставшиеся в городе, организовали бригаду, которая обрабатывала виноградники вместо ушедших на фронт мужчин. 

«Таты» советских времён — на самом деле горские евреи

В сороковые годы еврейское население Дагестана в массовом порядке было записано в паспортах татами. Вообще-то таты иранский этнос, они мусульмане и исповедуют ислам, но существовала ошибочная дореволюционная теория, что горские евреи — это одно из татских племён, принявшее иудаизм.

Дербент, 1920-е гг.
Дербент, 1920-е гг.

В советское время с усилением антисемитизма эта ошибка оказалась евреям очень полезна, многие горские евреи региона сами объявляли себя татами — так и получилось, что в советском Дербенте «татская» партийная и номенклатурная верхушка на самом деле состояла из горских евреев. 

Поголовное высшее образование — не всегда благо

Советская номенклатурная карьера была невозможна без высшего образования. Так в Дербенте сформировалась еврейская интеллигенция: горские евреи начали массово учиться в университетах и институтах, со временем ценность образования возросла, учиться обязательно отправляли и детей, и внуков. Удивительно, но это стало одним из факторов, из-за которых после распада Советского союза практически иссякла процветавшая дербентская община. Существенная часть молодёжи не могла найти в Дербенте работу, соответствующую образованию — и многие семьи были вынуждены уехать в Москву или Израиль, ведь новое поколение хотело профессионально расти, но полученные знания и дипломы врачей, экономистов и филологов не позволяли им сделать это на родине.

Записала Мария Вуль

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм