Кто такие ашкеназы и сефарды?
В рубрике «Нас забыли спросить» мы каждую неделю отвечаем на вопросы, которые люди обычно задают «Гуглу» или «Яндексу». На этой неделе разбираемся, в чём различие между евреями-ашкеназами и евреями-сефардами
Ашкеназы и сефарды — две субэтнических группы евреев. У них одни и те же основные религиозные убеждения, но культура и религиозные практики немного различаются. Это разделение существует уже более тысячи лет — с тех пор, как примерно в 1000 году н.э. раввин Гершом бен Иехуда по прозвищу Меор ха-Гола издал указ против многоженства, который был принят ашкеназами, но не сефардами.
Кто такие евреи-ашкеназы?
Ашкеназские евреи — это евреи Центральной Европы и их потомки. Прилагательное «ашкеназский» и соответствующие существительные происходят от еврейского слова «Ашкеназ» — это семитское название средневековой Германии. Так, большинство американских евреев сегодня — ашкеназы, потомки евреев, эмигрировавших из Германии и Восточной Европы с середины 1800-х до начала 1900-х годов.
Кто такие евреи-сефарды?
Сефардские евреи — это евреи Испании, Португалии, Северной Африки и Ближнего Востока и их потомки. «Сефардами» (на современном иврите — «испанцами») стали называть потомков евреев, которые были изгнаны из Испании в конце 1492 года, а затем и из Португалии. Потомками изгнанных сефардов является значительная часть болгарских евреев, евреев западной части Турции, греческих, югославских и итальянских евреев.
Евреи-сефарды делятся на сефардов из Испании и Португалии и мизрахим из Северной Африки и Ближнего Востока. Слово «мизрахи» происходит от древнееврейского слова, означающего «Восточный». До 1400-х годов мусульмане контролировали Пиренейский полуостров, Северную Африку и Ближний Восток. Евреи свободно передвигались по всему региону. А после изгнания из Испании в 1492 году многие из них присоединились к общинам в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в итоге став евреями-мизрахим.
Кстати, большинство первых еврейских поселенцев Северной Америки были сефардами. Первая еврейская община в Северной Америке, «Шеарит Исраэль», появилась на территории нынешнего Нью-Йорка в 1684 году и действует до сих пор.
Сегодня в Израиле больше половины всех евреев являются мизрахим — потомками евреев, которые жили на этой земле с древних времен или были изгнаны из арабских стран после основания Израиля.
Остальные — ашкеназы, потомки евреев, которые выбрали своим домом Святую Землю в конце 1800-х годов. Также это потомки евреев, переживших Холокост.
Около 1% населения Израиля составляют чернокожие эфиопские евреи, бежавшие во время жестокого эфиопского голода в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Эфиопская иммиграция продолжается в меньших масштабах и по сей день: операция «Цур Исраэль» привела 2000 эфиопских евреев в Израиль в 2021 году, а последняя волна произошла в 2022 году.
А российские евреи — ашкеназы или сефарды?
Большая часть евреев России — ашкеназы. Как и большинство евреев Западной и Восточной Европы. В начале 20 века евреи-ашкеназы эмигрировали из Германии на восток — в Царство Польское, и в губернии Российской империи — в Прибалтику, в Украину, в Белоруссию.
В чем разница между ашкеназами и сефардами?
Верования сефардского иудаизма в основном согласуются с верованиями ортодоксального иудаизма, хотя сефардские интерпретации галахи (еврейского закона) несколько отличаются от ашкеназских. Наиболее известное из этих различий относится к празднику Песах: во время него евреи-сефарды могут есть рис, кукурузу, арахис и бобы, а вот евреи-ашкеназы избегают этих продуктов.
Исторически сложилось так, что евреи-сефарды лучше интегрируются в местную нееврейскую культуру, чем евреи-ашкеназы.
В христианских землях, где процветал ашкеназский иудаизм, напряженность между христианами и евреями была велика. Евреи, как правило, — добровольно или по принуждению — были изолированы от своих соседей-неевреев. В исламских землях, где развивался сефардский иудаизм, было меньше сегрегации и угнетения. Сефардская еврейская мысль и культура находились под сильным влиянием арабской и греческой.
У евреев-сефардов другое произношение нескольких гласных и одной согласной на иврите. Однако большинство ашкеназов сейчас перенимают сефардское произношение, потому что оно используется в Израиле. Также у них отличаются молитвенные службы, праздничные обычаи и традиционные блюда. Например, и ашкеназы, и сефарды во время Хануки готовят жареную пищу в память о чуде масла, но ашкеназы едят латкес (картофельные оладьи), в то время как сефарды предпочитают суфганиот (пончики с желе).
Идиш, который многие люди считают международным языком иудаизма, на самом деле является языком евреев-ашкеназов. У евреев-сефардов есть свой собственный международный язык: ладино, который был основан на испанском и иврите точно так же, как идиш — на немецком и иврите.
Подготовила Эллина Глебова