Шавуот 101: праздник Торы и урожая

3 июня, 2022
Читать: 5 мин

Откуда появилась традиция не спать до утра? И почему в Шавуот принято есть чизкейки и блинчики с медом? «Цимес» разбирается

«Праздник недель» 

«Шавуот» на иврите буквально означает «недели» — его отмечают через семь недель после Песаха. Что же это за такой «праздник недель»?

Сейчас будет немного математики. В древности на второй вечер Песаха в Иудейский храм приносили урожай в качестве подношения Б-гу, и с этого времени начинался отсчёт периода, который назывался Омер. Всего со дня приношения отсчитывали семь недель, а потом праздновали Шавуот. Кстати, поскольку отсчёт начинается со второго вечера Песаха, получается, что Шавуот наступает ровно через 50 дней после второго пасхального седера. Поэтому по-русски этот праздник иногда называется Пятидесятницей. 

Кстати, помните, что между Песахом и Шавуотом в жизни еврейского народа произошли весьма драматические события? В это время не то чума, не то римляне погубили 24 тысячи учеников рабби Акивы. Поэтому Омер превратился в период траура по ним, когда верующим евреям нельзя, например, играть свадьбы и бриться. Лишь по случаю Лаг ба-Омера делается краткосрочный перерыв на веселье, после чего траур продолжается. А Шавуот — это окончание Омера и полное снятие траурных ограничений. 

Открытка на Шавуот. Германия, XIX век

А что празднуем? 

Поводов для радости, как обычно, сразу несколько.

Шавуот, как и некоторые другие еврейские праздники, изначально имел сельскохозяйственную подоплеку: он знаменовал окончание весеннего сбора ячменя и начало летнего сбора пшеницы. В Торе Б-г несколько раз наказывает евреям соблюдать это событие. Например в Исходе (Шмот) 34:22: «Справляй праздник Шавуот — [праздник] первой жатвы пшеницы». 

В древности на Шавуот евреи отправлялись в паломничество в Иерусалим и совершали жертвоприношения в Иерусалимском Храме. Поэтому Шавуот считается одним из паломнических праздников наряду с Песахом и Суккотом. Сейчас многие евреи в Израиле стараются посещать молитвенные службы у Стены Плача в память об этих древних паломничествах. 

Однако в наши дни Шавуот ассоциируется в первую очередь с важнейшим событием еврейской истории — дарованием Торы на горе Синай. 

На 50-й день после Исхода из Египта евреи подошли к горе Синай и получили от Б-га Тору, заключив с Ним завет исполнять все заповеди и распространять знание о Б-ге среди других народов.

Жером Жан-Леон «Моисей на горе Синай», 1895-1900

Как отмечаем?

Шавуот — праздник, в который запрещается работать и, как и во все праздники, зажигать огонь. 

В память о даровании Торы на горе Синай существует традиция бодрствовать всю ночь, изучая Тору и еврейские тексты. Точно не известно, откуда взялся этот обычай. Один мидраш рассказывает такую историю: когда израильтяне были на Синае, они проспали, и Моисею пришлось их будить. Ведь Б-г уже ждал на вершине горы! Поэтому многие современные евреи хотят «загладить вину» и доказать, что они не заснут в ожидании встречи с Б-гом, как это случилось с их предками. Обычай учиться вместе с общиной называется Тикун лейл Шавуот, что буквально означает «исправление в ночь Шавуота». Так мы вновь можем ощутить, что стоим у горы Синай, где еврейский народ получил Тору.

Молитва на Шавуот. Римский Махзор, 1450 год

Чтобы отпраздновать весенний урожай и вспомнить о древнем ритуале принесения первых плодов в Храм, некоторые украшают свои дома и синагоги зеленью. Украшения также напоминают нам о том, что, когда израильтяне добрались до основания горы Синай, они увидели, что та покрылась цветами и зеленью.

В ашкеназских общинах принято читать книгу Рут. Существует множество объяснений, почему чтение книги Рут приходится на Шавуот. Наиболее известное заключается в том, что Рут попала в Израиль во время Шавуота, и её принятие в еврейскую веру было аналогично принятию еврейским народом Б-жьей Торы.

Руфь на полях Вооза. Гравюра Гюстава Доре, 1896 год

Что едим? 

Многие евреи на Шавуот готовят и едят молочные продукты: часто чизкейк, блинчики, пироги и коврижки с мёдом. Считается, что этот обычай появился в день вручения Торы: вернувшись в лагерь от горы Синай и не успев кошеровать посуду, евреи довольствовались молочной пищей. Сегодня это напоминание о сладости Торы, а также о том, что Тора называет Израиль землёй, «текущей молоком и мёдом». 

Подготовила Аня Субич

Иллюстрация в анонсе: Фрагмент картины Морица Даниэля Оппенгейма «Шавуот», 1880

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм