Шавуот 101: праздник Торы и урожая
Откуда появилась традиция не спать до утра? И почему в Шавуот принято есть чизкейки и блинчики с медом? «Цимес» разбирается
«Праздник недель»
«Шавуот» на иврите буквально означает «недели» — его отмечают через семь недель после Песаха. Что же это за такой «праздник недель»?
Сейчас будет немного математики. В древности на второй вечер Песаха в Иудейский храм приносили урожай в качестве подношения Б-гу, и с этого времени начинался отсчёт периода, который назывался Омер. Всего со дня приношения отсчитывали семь недель, а потом праздновали Шавуот. Кстати, поскольку отсчёт начинается со второго вечера Песаха, получается, что Шавуот наступает ровно через 50 дней после второго пасхального седера. Поэтому по-русски этот праздник иногда называется Пятидесятницей.
Кстати, помните, что между Песахом и Шавуотом в жизни еврейского народа произошли весьма драматические события? В это время не то чума, не то римляне погубили 24 тысячи учеников рабби Акивы. Поэтому Омер превратился в период траура по ним, когда верующим евреям нельзя, например, играть свадьбы и бриться. Лишь по случаю Лаг ба-Омера делается краткосрочный перерыв на веселье, после чего траур продолжается. А Шавуот — это окончание Омера и полное снятие траурных ограничений.
А что празднуем?
Поводов для радости, как обычно, сразу несколько.
Шавуот, как и некоторые другие еврейские праздники, изначально имел сельскохозяйственную подоплеку: он знаменовал окончание весеннего сбора ячменя и начало летнего сбора пшеницы. В Торе Б-г несколько раз наказывает евреям соблюдать это событие. Например в Исходе (Шмот) 34:22: «Справляй праздник Шавуот — [праздник] первой жатвы пшеницы».
В древности на Шавуот евреи отправлялись в паломничество в Иерусалим и совершали жертвоприношения в Иерусалимском Храме. Поэтому Шавуот считается одним из паломнических праздников наряду с Песахом и Суккотом. Сейчас многие евреи в Израиле стараются посещать молитвенные службы у Стены Плача в память об этих древних паломничествах.
Однако в наши дни Шавуот ассоциируется в первую очередь с важнейшим событием еврейской истории — дарованием Торы на горе Синай.
На 50-й день после Исхода из Египта евреи подошли к горе Синай и получили от Б-га Тору, заключив с Ним завет исполнять все заповеди и распространять знание о Б-ге среди других народов.
Как отмечаем?
Шавуот — праздник, в который запрещается работать и, как и во все праздники, зажигать огонь.
В память о даровании Торы на горе Синай существует традиция бодрствовать всю ночь, изучая Тору и еврейские тексты. Точно не известно, откуда взялся этот обычай. Один мидраш рассказывает такую историю: когда израильтяне были на Синае, они проспали, и Моисею пришлось их будить. Ведь Б-г уже ждал на вершине горы! Поэтому многие современные евреи хотят «загладить вину» и доказать, что они не заснут в ожидании встречи с Б-гом, как это случилось с их предками. Обычай учиться вместе с общиной называется Тикун лейл Шавуот, что буквально означает «исправление в ночь Шавуота». Так мы вновь можем ощутить, что стоим у горы Синай, где еврейский народ получил Тору.
Чтобы отпраздновать весенний урожай и вспомнить о древнем ритуале принесения первых плодов в Храм, некоторые украшают свои дома и синагоги зеленью. Украшения также напоминают нам о том, что, когда израильтяне добрались до основания горы Синай, они увидели, что та покрылась цветами и зеленью.
В ашкеназских общинах принято читать книгу Рут. Существует множество объяснений, почему чтение книги Рут приходится на Шавуот. Наиболее известное заключается в том, что Рут попала в Израиль во время Шавуота, и её принятие в еврейскую веру было аналогично принятию еврейским народом Б-жьей Торы.
Что едим?
Многие евреи на Шавуот готовят и едят молочные продукты: часто чизкейк, блинчики, пироги и коврижки с мёдом. Считается, что этот обычай появился в день вручения Торы: вернувшись в лагерь от горы Синай и не успев кошеровать посуду, евреи довольствовались молочной пищей. Сегодня это напоминание о сладости Торы, а также о том, что Тора называет Израиль землёй, «текущей молоком и мёдом».
Подготовила Аня Субич
Иллюстрация в анонсе: Фрагмент картины Морица Даниэля Оппенгейма «Шавуот», 1880