РАССЫЛКА
Наша еженедельная рассылка от редакции и друзей проекта

Почему «евреи» — самый виральный мем в истории человечества и как так вышло

За долгие годы человеческой истории сменялись правители, нравы и моды, но одно оставалось неизменным — крайне специфический образ некого «еврея», которого можно обвинить во всех неудачах и направить на него скопившуюся социальную агрессию. Тысячи соответствующих анекдотов и бытовых присказок — лишняя тому иллюстрация. «Цимес» пересказывает для вас заметку своих американских коллег о том, как появился и на чём держится этот мем

Есть «евреи», а есть евреи, и в большинстве своём они не одно и то же. Евреи живут по соседству или в соседней деревне. Кто-то из них услужливый и дружелюбный, кто-то отчуждённый и жадный. «Евреи» же не живут нигде конкретно. Они — порождение культурных и психологических мифов, живущих в индивидуальном и коллективном сознании людей. На этих мифологических, выдуманных «евреях» есть клеймо: это они действуют сообща, преуспевают в секретных проектах и служат только своим интересам за счёт других. В своих самых опасных проявлениях эти «евреи» представляют собой успешный заговор. Каждый раз, когда евреи подвергаются преследованиям, это происходит потому, что цель преследователей на самом деле — те «евреи» из заговорщицкого мифа. Но достаётся всегда обычным местным евреям, не тем, что заключены в кавычки.

Это заговорщическое оправдание преследования евреев — важная часть более крупного, более известного типа, «ненависти к евреям».

Мэтт Коллинз, британский неонацист, ставший информатором полиции, описывал своих бывших неонаци-друзей как людей, которые всё время сидят в пабе с одной лишь целью: разозлиться на евреев, чтобы потом обвинить их во всех смертных грехах, а после этого спокойно пойти домой.

Каких именно евреев они винят во всех бедах? Мифических, не иначе — ведь речь идёт об английском Уоррингтоне, где настоящих евреев раз-два и обчёлся. Несмотря на то что живого еврея они никогда не встречали, местные неонацисты всегда начеку и готовы к решительным антисемитским действиям.

«Евреи» — это ещё и мем: кусочек информации, который легко, подобно вирусу, распространяется среди самых разных социальных групп и служит мишенью для выражения накопившейся агрессии. Мем «евреев» не обременён реальными, телесными евреями, которым мешает гравитация, время и традиционные способы передвижения. Поскольку это скорее культурный феномен, чем действительность, мем «евреев» свободно перепрыгивает из одного географически разобщённого, но культурно связанного сообщества к другому — скажем, от христианства к исламу, а оттуда к коммунизму, — или надолго впадает в спячку.

Немецкая открытка с картой Западной Европы в форме еврейского лица. 1890 -1910 гг. 
Открытка посвящена  теме коварного расселения евреев по стране в поисках денег и прибыли
Немецкая открытка с картой Западной Европы в форме еврейского лица. 1890 -1910 гг. Открытка посвящена теме коварного расселения евреев по стране в поисках денег и прибыли

Это также необычайно адаптивный мем, который находит способ проникнуть во все социальные, политические и культурные щели. Его основной посыл: евреи обладают уникальной способностью к тому, чтобы действовать сообща, — и это именно то, что придаёт мему такую устойчивость. Разнообразные, кажущиеся непоследовательными обвинения в преступлениях — от богоубийства и распространения чумы до расового загрязнения и финансовых манипуляций — позволяют адаптировать мем к любому социальному или политическому контексту.

Путешествуя таким образом, мем про «евреев» не просто передавался от одного человека к другому через обычную ксенофобию. Это только один механизм из многих — хоть и довольно эффективный. Мем также был интегрирован в разнообразные популярные идеологии: как оказалось, и левый, и правый популизм, а также демагогии и тоталитарные движения всех мастей, от коммунизма до фашизма, — идеальные трансмиттеры.

Широкий охват «евреев» как мифа, мема и вируса, где сочетаются этнорелигиозный фанатизм и обвинения в заговоре, объясняет, почему евреев (без кавычек) так несправедливо в чём только не обвиняют. Почему после столетий беспочвенных и бездоказательных нападок вновь появляются движения, обвиняющие евреев во всех смертных грехах, вплоть до торговли детьми? Хотя эти ложные атаки направлены прямо на «евреев» из мифа, страдают от них настоящие евреи, люди из плоти и крови.

Если понять природу мифа о «евреях», становится намного легче ответить на вопрос «почему всегда евреи?». Потому что, когда речь идёт о них, выбрать можно любое обвинение. Тот же принцип касается и выбора обвиняемого — подойдёт любой еврей.

Однако страх и ненависть к мифическим «евреям» могут оказаться более устойчивыми к контрмерам и, следовательно, более стойкими в принципе, чем внутренняя ненависть к настоящим евреям, живущим по соседству. Во втором случае мы, по крайней мере, можем надеяться на положительное влияние образования, более близкого знакомства с культурой и фактами. Однако с теориями заговора любого рода бороться очень трудно. Факты и попытки убедить не дают результата, и доказать что-то — «нет, Вирджиния, нет никакого секретного, невидимого заговора» — сложно.

Еврейские капиталисты на французской карикатуре 1905 года
Еврейские капиталисты на французской карикатуре 1905 года

Да, борьба с антисемитизмом — то есть с ненавистью, вызванной верой в заговоры, — может позволить отдельным евреям и еврейским общинам почувствовать, что они хоть «что-то делают», и в этом есть некоторая ценность; ощущение свободы воли или контроля над ситуацией полезно как для человека, так и для общества в целом. Но в остальном это пустая трата времени.

Более эффективная стратегия противодействия вирусному мему про «евреев» должна быть нацелена на его носителя, а не на сам вирус. Как утверждал лингвист и психолог-эволюционист Стивен Пинкер, общее просвещение — лучшее противоядие от множества нелиберальных идеологий, в том числе от антисемитизма и теорий заговора. Теории эти опасны для евреев независимо от того, кто их намеченная цель; рано или поздно все они каким-то образом возвращаются к евреям. Поразительно.

Возможно, лучший способ бороться с антисемитизмом — просто продолжать продвигать либеральные идеи и ценности. Достижение просветительского рационализма в масштабе всего общества, увы, требует времени и терпения. Оно также идёт вразрез с человеческой природой, которая удивительно стойко сопротивляется попыткам рационально мыслящих людей искоренить её худших демонов.

Подготовила Арина Крючкова

Иллюстрация в анонсе: William Gropper. 1950-е гг.

Читайте также: 



«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы не попросим у вас справку от раввина, но расскажем, как её получить, если она вам нужна. Мы также будем вам рады, если вас просто по необъяснимым причинам тянет к звездам Давида и форшмаку.

Еврейский проект, где рады всем