Еврейская звезда феминизма: как одна женщина XIX века объехала всю Землю на велосипеде

14 июля, 2021
Читать: 10 мин

Оказывается, первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие на велосипеде, была еврейка Энни Коэн Копчовски: она начала своё велотурне 25 июня 1894 года. «Цимес» пересказывает заметку своих коллег из издания Kveller о том, как смелая мать троих детей за 15 месяцев обогнула Землю на двух колёсах, поступившись еврейскими традициями и заслужив порицание современников, но сделав огромный вклад в развитие свободы женщин

Энни Коэн родилась в 1870 году в деревне недалеко от Риги. Позже её семья эмигрировала в США и жила в бостонском Вест-Энде. Выйдя замуж за религиозного человека, Макса Копчовски, в позднем подростковом возрасте, Энни начала подрабатывать, продавая рекламу в бостонских газетах. Из одного такого рекламного объявления она узнала о ветеране Гражданской войны и предпринимателе — полковнике Поупе, который продавал женские велосипеды, относительно новое изобретение в то время.

К тому времени мужчина по имени Томас Стивенс совершил кругосветное путешествие на велосипеде, потратив на это три года. Поуп призывал дам сделать то же самое, чтобы показать, что велосипеды могут быть такими же полезными для женщин, как и для мужчин, — несмотря на то, что тогдашнее общественное мнение было настроено скептически относительно рисков, которые велосипед несёт для «женской чистоты».

Феминистки первой волны открыли для себя велосипед как инструмент освобождения женщин — он давал им свободу путешествовать, когда и где им заблагорассудится, не задействуя мужчин. Легендарная суфражистка Сьюзен Б. Энтони сказала в 1896 году: «Велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо ещё в мире».

На этом фоне велосипедом заинтересовалась наша героиня Энни — к тому моменту ей было 24 года и она была матерью троих маленьких детей. Энни начала свою поездку в Бостоне. Она прикрепила к велосипеду рекламную табличку компании Londonderry Lithia Spring Water Company, приняв от них сто долларов в качестве гонорара, и так стала известна как Энни Лондондерри.

За первые три месяца она преодолела путь из Бостона в Чикаго. Там ей пришлось поменять велосипед на более лёгкий. Затем она переправилась на корабле во Францию, а после таким же способом добралась в Восточную Азию, чтобы совершить путешествие через Египет, Шри-Ланку и Сингапур. Её тур завершился поездкой на велосипеде из Сан-Франциско в Чикаго, куда она вернулась в сентябре 1985 года, всего через 15 месяцев после своего отъезда.

Энни Лондондерри в фотостудии Бостона в 1896 году
Энни Лондондерри в бостонской фотостудии в 1896 году

Неудивительно, что путешествие Энни принесло ей международную известность — о ней писали газеты по всему миру. Ей нравилось быть в центре внимания, она отклоняла многочисленные предложения руки и сердца, часто скрывая при этом факт своего замужества.

Её амбиции вывели её за рамки норм для женщин того времени: Энни явно ценила свою с трудом заработанную независимость.

Она не только наслаждалась славой в своём путешествии, но и обеспечивала свою семью — словом, демонстрировала типично мужскую роль. Да, Энни Лондондерри пошла на репутационный риск, но дала остальным женщинам возможность делать то же самое.

К сожалению, слава Энни была недолгой: её история быстро забылась из-за того, что развитие феминизма первой волны переключило общественное внимание на более политически ориентированных феминисток — таких как Элизабет Кэди Стэнтон и вышеупомянутая суфражистка Сьюзен Б. Энтони.

Так продолжалось до 1993 года — пока писатель Питер Жеутлин не получил письмо, где говорилось, что он — внучатый племянник Энни. Вдохновлённый известием, Жеутлин начал изучать увлекательную историю своей родственницы. Расследование завершилось его первой книгой о ней, которая вышла в 2007 году под названием «Вокруг света на двух колёсах». Это был научно-популярный рассказ о путешествии Энни.

Позже он написал ещё одну книгу — «Вращение: роман, основанный на (в основном) правдивой истории». Форма этого текста — эпистолярная: словно бы Энни пишет письма своей внучке Мэри.

Вот как он сам рассказывает обо всём этом.

— На самом деле, я не знал о существовании Энни Коэн Копчовски до своих 40 лет. Её история не была частью наших семейных преданий. Письмо, которое я получил в 1993 году, предназначалось моей матери, чья девичья фамилия такая же, как у Энни, — Коэн. Некто по имени Майкл Уэллс изучал историю Энни и подумал, что моя мать может быть как-то связана с ней. Он приложил своё генеалогическое исследование, из которого было видно, что Энни жила по тому же адресу, что и мой прадедушка. На это письмо я ответил от имени моей матери, поскольку она очень переживала, что вся эта заварушка — какой-то мошеннический план. Об Энни никто из моей семьи не знал, так что я решил подхватить расследовательскую эстафету в 2003 году.

Я потратил четыре года на то, чтобы найти всё, что мог, об Энни, даже нанял специалиста по еврейской генеалогии. После публикации первой книги история начала становиться известной: был и сюжет на канале Travel Channel, и мюзикл в Торонто, и пьеса, которую поставили в Италии. А затем, в ноябре 2019 года, New York Times опубликовала серию текстов об исторических личностях, которые остались незамеченными, в основном это были женщины и люди разного цвета кожи. Одна из этих заметок была об Энни, и основана она была на моей книге.

Моя жена Джуди, которая очень вовлечена в книжный мир, рассказала мне, что все книжные клубы жаждут исторической литературы о женщинах, которых они не знают, или о периоде истории, о котором им мало что известно.

«Если ты не напишешь что-то подобное, напишет кто-нибудь другой», — сказала она. Так вышла моя вторая книга.

Роман написан от первого лица, потому что я хотел дать слово Энни, несмотря на то что она почти не оставила ничего после себя, даже дневника. Я поговорил со своей двоюродной сестрой Мэри, внучкой Энни. Мы общались и перед тем, как я написал свою первую книгу. Мэри была первой, кто показал мне фото Энни. Когда та умерла, Мэри было 16 лет, она помнила бабушку довольно хорошо и чувствовала, что должна что-то сделать со всем этим наследием.

Про роль Энни для феминизма

— Я не могу сказать, что жизнь моих бабушек сильно отличалась от жизни других женщин того времени. Моя собственная мать была очень независимой и политически активной женщиной. Она была участницей антивоенного движения и работала в миротворческом центре. При всём этом она была домохозяйкой; она поступила в престижный вуз, но ей пришлось сделать перерыв и получить диплом только после рождения детей. Никто в моей семье и близко не подошёл к радикальным изменениям, которые сделала Энни в своей жизни.

С точки зрения феминизма Энни умело использовала популярность велосипеда: она эксплуатировала эпоху глобализации, пробудившееся общественное любопытство к миру за пределами своего района, разгоравшиеся споры о равенстве полов.

Мэри сказала мне, что Энни не была феминисткой из рядов суфражисток, но была абсолютной феминисткой в том смысле, что она верила в право женщины на самоопределение.

Про еврейский компонент

— Не надо забывать, что Энни была еврейкой. Для евреек того времени воспитание и образование детей были непоколебимой ценностью. Так что выбор Энни выглядел радикальным для всех, особенно для ортодоксальной еврейской общины. Я подозреваю, что Энни не была религиозной еврейкой, но в культурном отношении считала себя принадлежной своему народу. Её семья, вероятно, не слишком обрадовалась тому, что она бросила вызов еврейским нормам.

Думаю, это одна из причин, по которой об Энни не говорили в моей семье. Для её мужа, моего прадеда, всё это было унижением.

Энни ведь и работала, усердно трудилась, чтобы обеспечить свою семью. Да, она оказалась очень предприимчивой — но и остальным евреям, бежавшим из Европы, пришлось заново изобретать себя. Конечно, не так, как это сделала Энни, но всё же. Несмотря на то что она на время отказалась от роли жены и матери, она делала это, чтобы обеспечить свою семью. Да и она не собиралась навсегда бросить детей и мужа. У них с Максом родился четвёртый ребёнок — уже после всей истории с путешествием на велосипеде.

Многие восхищаются Энни как одной из тех, кто был готов бросить вызов нормам своего времени, ведь такие люди и двигают вперёд остальное общество. Кто знает, сколько женщин посмотрели на её историю и вдохновились на собственные смелые поступки.

Подготовила Арина Крючкова

Читайте также:

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм